Ребенок говорит много, но непонятно. Вопросы.

Вопрос

Ребенку 3 г. 3 мес. Начал говрить в примерно 2.7, а до этого только "ууу, да ууу" с пальчиком указательным, при этом все понимал и все так понятно объяснял (здесь наверное и наша вина, что "понимали", но мы честно устраивали попытки непонимания, но это приводило только к нервозности ребенка, не более).

Сейчас говорит предложениями, песни запоминает любимые, стихи учит в саду, но когда он воспроизводит это, то если я сама не знаю текст, то я ничего не понимаю. Дома мы его понимаем по большей части, в саду его понимают более менее. Логопед поликлиники поставил диагноз ЗРР, нарушение слоговой структуры слова. Заниматься с ним она согласна только с 4 лет, при условии, что он будет выпонять задания.

Вызывали домой логопеда для консультации - она сказала, что нарушен фонематический слух, что он заменяет много букв ( г-д, к-т, с-с', к' - т', ц-с, ш-с, ж-з', г-с, щ-с', л-и, м-н, б-д). Посоветовала отложить занятия на более старший возраст (с 4 лет), потому что он сейчас не будет заниматься.

Логопед в саду тоже не берется за малышей (фактически занятия у него будут с 4 лет 10 мес).

Я нервничаю по поводу развития малыша, как бы время не упустить, нанимать частного логопеда сейчас возможности нет, хочу попробовать сама что-то делать. Сейчас только поправляю его периодически и прошу повторить слово по слогам. Например, он говорит "нанан", я ему скажи "ба" , "нан". По отдельности говорит слоги правильно, а вместе снова "нанан". При этом он повторяет за мной, то есть готовность заниматься у него есть, хотя мог бы "отмахнуться от меня", типа не мешай мне играть. При этом если у него не получается, просит меня "давай вместе скажем".

Тут на вашем сайте прочитала такую формулировку:

"Нарушения слоговой структуры слова чаще всего проявляются в перестановке, в пропуске, добавлении звуков или слогов."

Моему ребенку как раз написали к ЗРР - нарушение слоговой структуры слова. Но он заменяет звуки в словах, а в длинных словах может пропустить слог. Перестановки слогов я, во всяком случае, не слышу, добавление звука - не знаю что тракуется под этим.

Действительно у моего ребенка нарушена слоговая структура слова? Или это как-то по-другому называется, когда идет сплошная замена одних звуков другими, слова упрощаются "банан" - "нанан", "можно" -"нона", "хочу" - "татю", "конфета" - "касета", "дверь" - "берь"?

Вопросы:

1. Гимнастику для языка пробовать делать с ним или не надо без логопеда?

2. Что еще можно делать?

3. И какой диагноз (хотя бы на основе вышесказанного) Вы можете предположить?

4. Подскажите названия учебных учреждений г. Москвы, где учат на логопедов, дефектологов? Хочу попробовать найти студентку (возможно они берут меньше за занятия). Может быть подскажите способы найти студентку? Где они обычно публикуют объявления?

5. Также интересно узнать, что это за санаторий в Ивантеевке? Он как-то связан с речевым развитием?

6. Интересует игра "Игры для Тигры". Можно ли ее переписать с диска на диск, или он защищен? Готова заплатить за копию диска (по этому вопросу пишите rtrplus@mail.ru). Официальную цену мне сейчас не потянуть.

Спасибо за внимание.

Ответ

ela, здравствуйте. То, что Вы описываете не похоже на нарушение слоговой структуры. Количество слогов малыш держит хорошо. А звуки пока вправе пропускать и заменять на более простые по артикуляции. Логопед поликлиники сразу за постановкой диагноза ЗРР должна была порекомендовать Вашему ребенку посещать речевой детский сад. Это хорошая возможность без дополнительных финансовых затрат помочь ребенку. В детских садах работают опытные логопеды. Молодым оказывается методическая поддержка. Не очень понятно Ваше стремление прибегнуть к помощи студентов. Есть очень хорошие студенты, готовые помочь за небольшие деньги. Но Вы должны отдавать себе отчет, что по сути Вы оплачиваете студенту практику, да еще и предоставляете собственного ребенка в качестве полигона для этой практики. Если Вас не очень интересует конечный результат, а важен приятный и не дорогой процесс, поищите на досках объявлений об образовательных услугах эту информацию. А лучше сами дайте объявление, что Вы ищите помощь старшекурсников логопедов. Они откликнутся. О диагнозе "заочно" говорить не стоит. Если Вы москвичка, приезжайте в Центр на консультацию. Уточним диагноз, поможем с выбором литературы. "Игры для тигры" хорошо защищены. Без диска не работают. Сделать "левую" копию не получится. Вам лучше потратить эти деньги на хорошие пособия и книги для занятий. Санаторий в Ивантеевке - это санаторий для детей с тяжелыми нарушениями речи. Направление туда можно получить областному ребенку в детской областной поликлинике (ОДКП), куда в свою очередь дает направление районный логопед. Для москвичей есть возможность получить бесплатную помощь в Центре ДЕТСТВО в городе Домодедово. Только мне кажется Вы ищите сложные пути. Вам надо искать помощи ближе к дому: поликлиника, детский сад... Что касается артикуляционной гимнастики, то (если она показана!) ее можно делать и без логопеда в форме игры. Но логопед на консультации должен показать, как правильно выполнять упражнения и какие именно упражнения подойдут Вашему малышу.

Также рекомендуем при возможности почитать книги по формированию слоговой структуры. Послушать семинар Косиновой по формированию слоговой структуры. Сходить к логопеду на консультацию, чтобы не интерпретировать

Удачи.