Дисграфия у подростка

Многие родители и учителя ужасаются почерку подростков, отмечают огромное количество ошибок. Чаще всего они связывают это с недостаточным усердием, ленью. Однако причина здесь другая: около 40% подростков страдают дисграфией.

Дисграфия у подростков – не лень, а патологическое состояние, которое поддаётся коррекции лишь специальными методами воздействия. Замечания, дополнительные задания, прописывание большого количества упражнений никакого эффекта не дадут, скорее приведут к усилению нарушений. Помочь в этой ситуации сможет хороший логопед.

Нужно ли бороться с дисграфией у подростков?

Необходимо! Такие ученики не только медленно и с трудом пишут, они с трудом выражают мысли словами, плохо обобщают материал, не воспринимают абстрактные понятия. У них не получается планировать и организовывать свою работу. Стараясь избежать сложностей, они не принимают участия в заданиях, связанных с письменной деятельностью.

Не стоит думать, что проблемы закончатся с окончанием школы. В колледже для этих детей ничего не меняется. Учатся они плохо, профессию осваивают с трудом и редко устраиваются на работу удачно. Поэтому при подозрении на дисграфию, нужно обращаться к специалисту.


Формы дисграфии

Артикуляторно-акустическая. Подросток с дефектами произношения пишет так же, как и говорит.

Акустическая. Заменяет букв при письме на близкие по звучанию.

Нарушение языкового анализа и синтеза. Пропускает буквы, слоги или переставляет их, упускает окончания слов или присоединяет «лишние» буквы.

Аграмматическая. Неправильно согласует окончания слов в предложениях.

Оптическая. Недописывает элементы букв или добавляет лишние. Зеркалит буквы.


Как заподозрить дисграфию у подростка?

Присмотритесь, как он пишет. Если имеется:

·        искажения букв – буквы написаны неверно;

·        замены букв – «д» на «б», к примеру;

·        пропуски букв – вместо «транзит» пишет «трнзит»;

·        перестановки слогов – вместо «молоко» пишет «моколо»;

·        добавления букв – например «гаражс»;

·        слитное написание слов в предложении;

·        разрыв слов – пишет, например: «бук ва»;

·        перестановка слов местами;

·        много грамматических ошибок.

Если обнаружен даже один вид таких отклонений, скорее всего, у подростка есть дисграфия, если же несколько или повторяется часто – точно есть. В этом случае необходимо обратиться к логопеду, чтобы выяснить форму дисграфии и разработать план коррекции нарушений. Сделать это можно в любом возрасте.