Дисграфия у подростка
Многие родители и учителя ужасаются почерку подростков, отмечают огромное количество ошибок. Чаще всего они связывают это с недостаточным усердием, ленью. Однако причина здесь другая: около 40% подростков страдают дисграфией.
Дисграфия у подростков – не лень, а патологическое состояние, которое поддаётся коррекции лишь специальными методами воздействия. Замечания, дополнительные задания, прописывание большого количества упражнений никакого эффекта не дадут, скорее приведут к усилению нарушений. Помочь в этой ситуации сможет хороший логопед.
Нужно ли бороться с дисграфией у подростков?
Необходимо! Такие ученики не только медленно и с трудом пишут, они с трудом выражают мысли словами, плохо обобщают материал, не воспринимают абстрактные понятия. У них не получается планировать и организовывать свою работу. Стараясь избежать сложностей, они не принимают участия в заданиях, связанных с письменной деятельностью.
Не стоит думать, что проблемы закончатся с окончанием школы. В колледже для этих детей ничего не меняется. Учатся они плохо, профессию осваивают с трудом и редко устраиваются на работу удачно. Поэтому при подозрении на дисграфию, нужно обращаться к специалисту.
Формы дисграфии
Артикуляторно-акустическая. Подросток с дефектами произношения пишет так же, как и говорит.
Акустическая. Заменяет букв при письме на близкие по звучанию.
Нарушение языкового анализа и синтеза. Пропускает буквы, слоги или переставляет их, упускает окончания слов или присоединяет «лишние» буквы.
Аграмматическая. Неправильно согласует окончания слов в предложениях.
Оптическая. Недописывает элементы букв или добавляет лишние. Зеркалит буквы.
Как заподозрить дисграфию у подростка?
Присмотритесь, как он пишет. Если имеется:
· искажения букв – буквы написаны неверно;
· замены букв – «д» на «б», к примеру;
· пропуски букв – вместо «транзит» пишет «трнзит»;
· перестановки слогов – вместо «молоко» пишет «моколо»;
· добавления букв – например «гаражс»;
· слитное написание слов в предложении;
· разрыв слов – пишет, например: «бук ва»;
· перестановка слов местами;
· много грамматических ошибок.
Если обнаружен даже один вид таких отклонений, скорее всего, у подростка есть дисграфия, если же несколько или повторяется часто – точно есть. В этом случае необходимо обратиться к логопеду, чтобы выяснить форму дисграфии и разработать план коррекции нарушений. Сделать это можно в любом возрасте.