Нарушения звукопроизношения
Нарушение звукопроизношения у дошколят — явление распространенное. В связи с этим многих родителей волнуют такие вопросы — пройдет ли это само, как помочь малышу и можно ли предотвратить речевые нарушения? Часто на консультации логопед произносит диагноз «дислалия». Что за строшное слово? Что за этим кроется?
На деле за этим замысловатым диагнозом не скрывается ничего ужасного. Родители должны знать, что в чистом виде дислалия предполагает лишь нарушение звукопроизношения. При этом у малыша нормальный слух, достаточный словарный запас и устойчивый навык согласования слов при высказывании. Существуют две формы дислалии: функциональная и механическая (органическая). Родителям полезно знать, что предотвратить дислалию гораздо легче, чем устранять уже имеющиеся дефекты. Потому знание механизмов возникновения этого недуга поможет избежать проблемы. Итак, функциональная дислалия. Ее возникновение напрямую связано с физическим состоянием и социальными условиями жизни ребенка. Если ребенок часто болеет, особенно в период активного становления речи, это может привести к различным нарушениям звукопроизношения. В некоторых случаях соматическая ослабленность может вызвать задержку психоречевого развития. Стало быть, повышая иммунитет ребенка с помощью закаливающих процедур, физических упражнений и рационального питания, родители ограждают малыша от речевых нарушений. Функциональная дислалия может появиться и в том случае, если малышке не уделяют достаточного внимания. Отсутствие общения приводит к катастрофическим последствиям! У малыша речь может развиваться с грубой задержкой . Ребенок никогда не произнесет звуки правильно, если не услышит их в достаточном количестве. Поэтому говорите с малышом как можно больше. Озвучивайте любое свое и его действие, называйте предметы и явления, рассказывайте сказки, пойте песни. Звуки родной речи должны быть у малыша на слуху. . Следите за своей речью, не сюсюкайте, говорите не быстро, эмоционально.
Что делать, если у взрослых имеются свои речевые дефекты? Известно, что в некоторых семьях они передаются из поколения в поколение... Во многих случаях дело не столько в наследственности, сколько в эффекте подражания. Окружающая среда, в частности семья, передает своим членам специфику произношения, темп и модуляцию голоса, характерные словечки, выражения, даже интонацию! Все особенности местного говора ребенок воспринимает как норму. В идеале образцом для подражания должна являться мама, хотя ее могут заменить папа или бабушка. Наконец, профессиональная няня либо гувернантка. Выход всегда есть!
Развитие речи зависит и от физических данных малыша.
Существуют факторы, способные привести к механической дислалии. Среди них дефекты и аномалии в строении зубно-челюстной системы, языка, нёба и губ (последствия травмы или врожденная патология).
— Дефекты прикуса часто провоцируют неправильно подобранные пустышки или неоправданно затянувшаяся «дружба» малыша с соской.
— Наследственность тоже играет свою роль. В любом случае, если у малыша что-то не так, стоит обратиться в стоматологическую поликлинику к врачу-ортодонту.
Раньше ребенку с дефектами зубно-челюстной системы помощь оказывали после 7—8 лет (после смены молочных зубов). Теперь прикус корректируют раньше. Это важно еще и потому, что звукопроизношение формируется к 4—5 годам. Чем раньше устранить причины, мешающие нормальному произношению, тем лучше.
Аномалии в строении зубов и челюстей чаще всего тормозят появление свистящих и шипящих звуков. Возникают так называемые сигматизмы (межзубный, призубный, губно-зубной, боковой и пр.) и парасигматизмы (замены свистящих и шипящих на другие звуки). Не менее страдают звуки Л и Р. Разумеется, не обязательно, что у ребенка с прогнатией, прогенией или при открытом прикусе будут все вышеперечисленные дефекты. Компенсаторные возможности детского организма велики. Но если нарушение звукопроизношения имеет место, стоит заняться исправлением прикуса
При неправильном звукопроизношении обязательно обратитесь к логопеду не дожидаясь пятилетнего возраста. Многое можно сделать гораздо раньше!