Классификация детей по степени нарушения зрения и зрительным возможностям
В зависимости от сохранности остроты зрения среди детей с нарушениями зрения можно выделить несколько групп, характеризующихся разными зрительными возможностями, разными способами восприятия учебного материала и ориентации в пространстве.В зависимости от степени зрительных нарушений и способов восприятия учебного материала различаются следующие группы:
а) слепые и практически слепые (так называемые частично видящие) дети с остротой зрения в пределах от О до 0,04 с коррекцией стеклами на лучшем глазу.
Эти дети имеют незначительное остаточное зрение или совсем ничего не видят. Во время занятий они пользуются в основном тактильно-слуховым способом восприятия учебного материала, читают и пишут по системе Брайля. Обучение этих детей в основном осуществляется с помощью осязания и слуха.
Часть из них при чтении и письме опираются на остаточное зрение. Наряду с этим, если им позволяет зрение, они овладевают, при определенных условиях, зрительным способом чтения и письма укрупненного черно-белого шрифта. Однако остаточное зрение не является достаточно устойчивым и надежным. Оно может обеспечить правильность и необходимую скорость восприятия обычного плоскопечатного шрифта лишь при использовании осязания. Частично видящие подлежат обучению в специальных школах для слепых детей или в специальных классах для этих детей при школах слабовидящих.
Во время занятий слепые и частично видящие пользуются специальными и учебными пособиями (изданными по системе Брайля), специальными техническими средствами, необходимым дидактическим материалом. Частично видящие пользуются и оптикой. Все это позволяет овладевать приемами осязательного и зрительного чтения и письма, облегчающими рациональное использование и охрану остаточного зрения;
б) слабовидящие дети с остротой зрения в пределах от 0,05 до 0,09 с коррекцией стеклами на лучшем глазу. У этих детей, как правило, отмечаются сложные нарушения зрительных функций. Наряду со снижением остроты зрения у некоторых из них сужено поле зрения, нарушено пространственное зрение.
Все
это затрудняет зрительное восприятие учебного материала. Они нуждаются в
соблюдении регламентированной зрительной нагрузки и мероприятиях по
охране и рациональному использованию неполноценного зрения во время
занятий.
Как правило, они подлежат обучению в специальных школах для
слабовидящих. При обучении этих детей применяется система специальных
технических и оптических средств (накладные ортоскопические, строчные
лупы и др.), используемых с целью коррекции и компенсации нарушенных и
недоразвитых функций. Однако их зрение является недостаточно устойчивым.
При неблагоприятных условиях оно ухудшается. В связи с этим также
учащиеся нуждаются в облегченном режиме зрительной нагрузки, в умелом
чередовании деятельности, труда и отдыха;
в) слабовидящие дети с остротой зрения от 0,01 до 0,04 с коррекцией оптическими стеклами на лучшем глазу.
При наличии определенных условий они свободно читают с помощью зрения,
пишут, зрительно воспринимают предметы, явления и процессы
действительности, зрительно ориентируются в большом пространстве. В
связи с необходимостью применять специальные методы и технические
средства обучения, соблюдать определенные гигиенические требования,
такие дети также обучаются в специальных школах слабовидящих. Однако
некоторые из них при обеспечении необходимых условий в состоянии успешно
обучаться в массовой школе;
г) дети с остротой центрального зрения 0,4-0,5 и выше с коррекцией оптическими стеклами.
У этих детей не отмечаются выраженные вторичные отклонения в психическом
развитии. Такие дети подлежат обучению в обычных условиях массовой
школы. Однако по отношению к ним должен соблюдаться некоторый щадящий
режим.
Таким образом, мы видим, что в зависимости от разной степени нарушения
остроты центрального зрения учащиеся пользуются разными способами
восприятия учебного материала, что предполагает применение
дифференцированных форм их обучения в специальной школе для слабовидящих
и в массовой школе.
Т. Б. Епифанцева