Урок как основная форма обучения
Урок является основной формой организации учебной работы в школе, это часть педагогического процесса. Каждый урок является этапом в формировании знаний, умений, навыков, в развитии положительных качеств у учащихся. Но при этом каждый урок должен характеризоваться целостностью, завершенностью, решать конкретную образовательную задачу.В специальной школе урок представляет собой сложную дидактическую систему. Урок состоит из следующих частей:
- содержание — проявляется через слово учителя, учебник, художественную литературу, наглядные средства и пр.;
- различные звенья обучения — усвоение нового материала, закрепление и проверка усвоения, повторение, использование новых знаний, умений, навыков на практике;
- различные методы и приемы обучения;
- коррекционная направленность урока.
На каждом уроке решаются три дидактические задачи: обучение, воспитание, коррекция. В связи с этим к уроку предъявляются следующие требования:
- связь данного урока с предыдущим материалом и подготовка к изучению последующего;
- достоверность, научность и связанность с реальностью сообщаемых знаний;
- доступность знаний в зависимости от психофизической характеристики и способностей учащихся;
- активизация познавательной деятельности учащихся на уроке;
- дифференцированный подход в процессе обучения;
- научная организация педагогического процесса на уроке — оптимальная организация труда учащихся, выбор форм и методов, адекватных поставленным задачам;
- оборудование урока пособиями должно соответствовать его дидактической цели;
- соответствие структуры урока поставленным задачам, взаимосвязь и соответствие частей урока.
Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. Практически на всех общеобразовательных уроках, уроках труда проводится коррекция мышления, памяти и речи учащихся. Коррекция физических недостатков, двигательной сферы проводится на уроках физического воспитания. На уроках изобразительного искусства, ручного труда, пения и музыки происходит развитие фонематического слуха, цветовосприятия, пространственного восприятия, ритмики. То есть любой урок в специальной школе активно содействует формированию положительных качеств личности. Образовательная и коррекционная стороны урока придают воспитывающую направленность учебной деятельности. Роль учителя — определить и реализовать конкретные воспитательные задачи в зависимости от направленности урока. Воспитание наблюдательности будет уместной целью в том случае, если на уроке приходится анализировать процессы или объекты, формировать навыки самостоятельной работы. На уроках производственного труда можно выработать ответственность как личную, так и коллективную.
Вне зависимости от направленности и целей урока, необходимо учитывать личный опыт учащихся. Ученикам интереснее и доступнее изучать материал, если он связан с известными и близкими знаниями, с окружающим миром.
Необходимым составляющим любого урока является контроль за учебной деятельностью. Контроль процесса обучения позволяет учителю определить характер и объем понимания и усвоения учащимися учебного материала, уровень сформированности умений и навыков. Анализ процесса обучения, еще одна составляющая учебной работы, помогает учителю корректировать урок с целью развития положительных и снижения отрицательных моментов.
В зависимости от дидактической задачи урока выделяются следующие основные типы уроков.
1. Вводный урок. В процессе вводного урока осуществляется подготовка учащихся к восприятию нового материала. На этом уроке необходимо установить, систематизировать имеющиеся у учащихся знания по тому или иному вопросу и сообщить некоторые общие сведения, необходимые для осмысленного восприятия нового материала.
2. Формирование новых знаний (урок-сообщение). На этом уроке основное внимание уделяется изучению нового материала.
3. Обобщающий (повторительно-обобщающий) урок. В процессе урока систематизируется изученный по той или иной теме материал.
4. Контрольный урок. Учащиеся в ходе урока выполняют проверочные и контрольные работы. Контроль полученных знаний может осуществляться в письменной или устной форме.
5. Урок формирования и закрепления умений и навыков. На уроке этого типа основное внимание уделяется практической деятельности.
6. Комбинированный урок сочетает в себе различные виды работ — объяснение, закрепление, проверку и др.
Уроки профессионально-трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке отличаются по своей организации от традиционных форм урока.
Оценка знаний — неотъемлемая часть процесса обучения. Знания учащихся коррекционной школы оцениваются по тем же параметрам, что и в общеобразовательной школе, но с учетом психофизических особенностей учащихся и требований программы коррекционного обучения. Объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся достигается сочетанием различных видов проверки знаний. В коррекционной школе оценка играет роль стимулирующего фактора, поэтому допустимо работу некоторых учеников оценивать более высоким баллом. При оценке знаний учащихся следует учитывать их индивидуальные особенности. Например, не следует снижать балл за помарки, небрежный почерк, неаккуратность ребенку, страдающему нарушением моторики. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития можно предложить более легкий вариант задания.
Текущая оценка знаний, навыков, умений позволяет своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учащихся, принимать меры к их устранению, предупреждать неуспеваемость.
Итоговая оценка знаний выводится по результатам повседневного устного, индивидуального и фронтального опроса учащихся, выполнения ими домашних и классных работ, на основании текущих и итоговых контрольных работ по изучаемому материалу.
Текущие контрольные работы направлены на проверку усвоения изучаемого материала. Содержание текущих контрольных работ определяется учителем.
Итоговые контрольные работы ориентированы на объективное установление уровня овладения учеником необходимыми знаниями, умениями и навыками. Итоговые контрольные работы проводятся после изучения отдельных тем программы, а также в конце учебной четверти, полугодия, года.
Структурой урока называется соотношение и последовательность проведения этапов урока, способствующих решению поставленных задач. Для каждого типа урока сложилась определенная структура. Выделяются следующие общие элементы урока:
- организация начала урока занимает несколько минут. От организационного момента в коррекционной школе зависит эффективность последующих частей урока;
- проверка усвоения изученного материала (проверка домашнего задания) — учитель проверяет, все ли выполнили задания, выясняет моменты, вызвавшие затруднение у учеников, определяет типичные ошибки, допущенные при выполнении работы;
- подготовка учеников к усвоению нового материала — если не было домашнего задания. Эта часть урока ориентируется на воспроизведение знаний, которые будут использованы в процессе объяснения. Смысл этой части урока состоит в проверке знаний и в подготовке к изучению нового материала;
- постановка цели и задачи урока активизирует внимание учащихся и способствует формированию первоначального интереса к изучаемому предмету;
- объяснение нового материала — важная часть урока. Объяснение представляет собой научное изложение содержания учебного материала. Логика научных доказательств должна быть доступной для умственно отсталых детей и опираться на имеющиеся у них знания. Также важные особенности этой части урока — простая и убедительная форма изложения, использование, при необходимости, демонстрационных объектов. Все это ориентировано на хорошее понимание и усвоение учащимися нового материала. Объяснение может включаться и в другие части урока, если материал требует повторного объяснения на более доступном уровне;
- упражнения по новому материалу, или закрепление, представляет собой систему упражнений, самостоятельных работ и специальных заданий. Закрепление проводится учителем после объяснения нового материала. В процессе закрепления внимание сосредоточивается на сочетании теории и практики, опыта учащихся, на процессе формирования определенных умений и навыков. На этом этапе урока важны разнообразие используемых форм закрепления изученного и дифференцированный подход к учащимся. Закрепление материала может быть в форме устного повторения выводов учителя, записи основных положений в тетради, нахождения сказанного в тексте учебника, ответов на заранее подготовленные вопросы, работы с дидактическим материалом и др.;
- закрепление и повторение изученного — это систематизация, воспроизведение учебного материала по темам, разделам. Данный этап работы особенно сложен в коррекционной школе восьмого вида по причине особенностей развития детей-олигофренов. Познавательная деятельность умственно отсталых детей характеризуется слабостью процессов анализа и обобщения, им сложно самостоятельно выделить основные идеи и положения изученного материала. Очень часто дети запоминают несущественные детали, упуская основное, путают причину и следствие. Поэтому учителю необходимо заранее наметить план повторения. Для повышения эффективности процесса повторения необходимо разнообразить его формы;
- подведение итогов урока — в процессе данного этапа учитель воспроизводит основное содержание урока, выделяет положительные и отрицательные моменты в работе учеников;
- сообщение домашнего задания и подготовка учащихся к домашней работе — ответственный этап урока. Домашнее задание помогает детям научиться самостоятельному усвоению знаний, освоить и закрепить полученный на уроке материал. Сообщая задание на дом, учитель должен разъяснить способы его выполнения. Главная задача этого этапа урока — помочь ученикам организовать свой домашний труд. Необходимо убедиться, что каждый ученик записал домашнее задание в дневник, понял способы его выполнения, умеет пользоваться учебником. Не рекомендуется давать домашнее задание в последние минуты урока, потому что внимание учащихся в это время рассеивается, они ожидают звонка. После сообщения задания рекомендуется спросить нескольких учеников о том, насколько они поняли учителя.
Подготовка учителя к уроку — неотъемлемая часть педагогической работы. Особенно важно правильно подготовиться к уроку в коррекционной школе, где усвоение знаний учащимися вплотную зависит от подготовки учителя. Важной частью подготовки к урокам является планирование. Планирование уроков состоит из нескольких этапов.
1. Тематическое планирование урока — распределение материала темы на определенное количество уроков. Также учитель должен наметить последовательность изучения темы по урокам, определить цели и задачи, примерное содержание каждого урока и предполагаемые методы работы. Тематическое планирование обычно содержит следующие элементы:
- название темы урока;
- цели и задачи — образовательные, воспитательные, коррекционные;
- основное содержание материала урока;
- способы подачи материала;
- возможные наблюдения, использование наглядных пособий, технических средств обучения;
- предполагаемые формы контроля усвоения материала;
- календарные сроки проведения уроков.
Тематическое планирование создает возможность комплексного подхода к изучению учебных предметов, облегчает учителю подготовку к каждому уроку.
2. Поурочное планирование — разработка конкретного плана проведения отдельного урока — зависит от тематического планирования. План урока включает в себя следующие пункты — дата, название темы, цели и задачи; оборудование, ход урока, анализ результатов, задание на дом. Элементы поурочного планирования:
- уточнение темы и содержания материала урока;
- конкретные образовательные, воспитательные и коррекционные задачи урока;
- определение типа и структуры урока;
- планирование хода урока в зависимости от его этапов и структурных элементов.
На основе плана урока пишется конспект урока: составляются краткие тезисы действий учителя, содержания и проведения учебной работы. Это позволяет выделить основные моменты в содержании и методах проведения учебного занятия.
Соотношение частей урока может меняться в зависимости от содержания работы и поставленной учебной задачи. Некоторые из этапов урока занимают главное место, другие — вспомогательное или вовсе отсутствуют. В связи с этим и в зависимости от типа урок строится различным образом. Но в любом случае должно соблюдаться единство структуры урока, то есть элементы не должны быть разрозненными, каждый из них отвечает основной задаче урока.
Т. Б. Епифанцева