Постановка звука Ш ребёнку

Дети начинают выговаривать звук Ш к пяти годам. Если этого не случилось, ребёнку нужна помощь, так как постановка звука Ш – база для произношения остальных фонем.

 

Варианты неверного произношения

 

  • Шепелявость. Кончик языка располагается между верхними и нижними зубами. Получается межзубный шепелявый звук.

  • Замена звуком Ф. При губно-зубном произношении.

  • Носовой звук. Задняя часть языка соприкасается с мягким нёбом, при его опускании воздух идёт в носовую полость.

  • Хлопающий звук. Получается при боковом расположении языка.

 

Причины нарушения

 

·        Плохой слух.

·        Снижение интеллекта.

·        Высокое нёбо.

·        Короткая уздечка языка.

·        Нарушение тонуса мышц языка.

·        Неразвитый фонематический и речевой слух.

·        Подражательство.

·        Неправильное дыхание во время говорения.

·        Недоразвитие речевого аппарата.

 

Этапы становления звука Ш

 

В норме образование звука Ш происходит следующим образом: губы округляются и выдвигаются вперёд. Язык широкий, расслабленный, в форме чаши. Его кончик находится над верхними зубами, а боковые стороны прижимаются к зубам. Между передними верхними и нижними зубами – щель около одного миллиметра. На выдохе струя воздуха идёт посередине языка. Получается звук Ш.

 

Первый этап становления звука Ш

 

Артикуляционная и дыхательная гимнастика тренируют речевой аппарат, подготавливают к правильному произношению звука. Разминка длится не менее пяти минут.

 

Артикуляционная гимнастика подготавливает мышцы языка. Ребёнок выполняет простые упражнения:

·        вытягивает губы трубочкой,

·        открывает рот,

·        массажирует языком твёрдое нёбо,

·        облизывает кончиком языка верхнюю губу.

 

Затем выполняются логопедические специальные упражнения: широкий язычок, спрячь конфетку, грибок, желобок и другие. Все движения выполняются медленно, спокойно. Оптимально – глядя в зеркало.

 

Если ребёнок произносит чисто звуки С, Ч или Р, логопед может отталкиваться от них в постановке звука Ш. Малыша просят произносить получающийся звук. При этом специалист шпателем аккуратно сдвигает язык в нужную позицию, чтобы получился звук Ш.

 

Дыхательная гимнастика помогает сформировать достаточную силу и длительность выдоха. Усиливает эффект от артикуляционной гимнастики.

 

Используются любые игровые задания, в которых ребёнку нужно дуть или сдувать. Важно следить, чтобы губы вытягивались трубочкой, а щёки не раздувались.

 

Второй этап. Закрепление произношения

 

Добившись правильного произношения звука, логопед должен автоматизировать его. Для этого используют:

1.     упражнения на поиск буквы на картинке;

2.     заучивание стихов и скороговорок,

3.     свободную речь на заданную тему.

 

Задания усложняются постепенно. Только автоматизировав первые упражнения, переходят к следующим, постепенно вводя звук в свободное употребление.

 

Важно строго следить за верным произношением, чтобы ошибки не вошли в привычку.