Постановка звука Ш ребёнку
Дети начинают выговаривать звук Ш к пяти годам. Если этого не случилось, ребёнку нужна помощь, так как постановка звука Ш – база для произношения остальных фонем.
Варианты неверного произношения
-
Шепелявость. Кончик языка располагается между верхними и нижними зубами. Получается межзубный шепелявый звук.
-
Замена звуком Ф. При губно-зубном произношении.
-
Носовой звук. Задняя часть языка соприкасается с мягким нёбом, при его опускании воздух идёт в носовую полость.
-
Хлопающий звук. Получается при боковом расположении языка.
Причины нарушения
· Плохой слух.
· Снижение интеллекта.
· Высокое нёбо.
· Короткая уздечка языка.
· Нарушение тонуса мышц языка.
· Неразвитый фонематический и речевой слух.
· Подражательство.
· Неправильное дыхание во время говорения.
· Недоразвитие речевого аппарата.
Этапы становления звука Ш
В норме образование звука Ш происходит следующим образом: губы округляются и выдвигаются вперёд. Язык широкий, расслабленный, в форме чаши. Его кончик находится над верхними зубами, а боковые стороны прижимаются к зубам. Между передними верхними и нижними зубами – щель около одного миллиметра. На выдохе струя воздуха идёт посередине языка. Получается звук Ш.
Первый этап становления звука Ш
Артикуляционная и дыхательная гимнастика тренируют речевой аппарат, подготавливают к правильному произношению звука. Разминка длится не менее пяти минут.
Артикуляционная гимнастика подготавливает мышцы языка. Ребёнок выполняет простые упражнения:
· вытягивает губы трубочкой,
· открывает рот,
· массажирует языком твёрдое нёбо,
· облизывает кончиком языка верхнюю губу.
Затем выполняются логопедические специальные упражнения: широкий язычок, спрячь конфетку, грибок, желобок и другие. Все движения выполняются медленно, спокойно. Оптимально – глядя в зеркало.
Если ребёнок произносит чисто звуки С, Ч или Р, логопед может отталкиваться от них в постановке звука Ш. Малыша просят произносить получающийся звук. При этом специалист шпателем аккуратно сдвигает язык в нужную позицию, чтобы получился звук Ш.
Дыхательная гимнастика помогает сформировать достаточную силу и длительность выдоха. Усиливает эффект от артикуляционной гимнастики.
Используются любые игровые задания, в которых ребёнку нужно дуть или сдувать. Важно следить, чтобы губы вытягивались трубочкой, а щёки не раздувались.
Второй этап. Закрепление произношения
Добившись правильного произношения звука, логопед должен автоматизировать его. Для этого используют:
1. упражнения на поиск буквы на картинке;
2. заучивание стихов и скороговорок,
3. свободную речь на заданную тему.
Задания усложняются постепенно. Только автоматизировав первые упражнения, переходят к следующим, постепенно вводя звук в свободное употребление.
Важно строго следить за верным произношением, чтобы ошибки не вошли в привычку.