Экспериментальный опыт использования логопедического массажа в коррекционной работе

Способ ручного массажа, основанный на принципе использования сегментарного строения тела, называется сегментарным массажем.
Во время работы необходимо соблюдать гигиенические основы проведения массажа. Для его проведения используется сухое, достаточно хорошо освещенное, оборудованное приточно-вытяжной вентиляцией. При массаже важно соблюдать тишину, и только по желанию массируемого ребенка допустимо музыку или вести беседу, учитывая при этом его состояние, не вызывая отрицательных эмоции, не утомляя и прислушиваясь ко всем ответным реакциям организма. Оптимальное положение ребенка во время массажа: сидя в кресле с высоким подголовником или лежа на спине.

Для работы в кабинете логопеду нужны: стол, стул по росту ребенка, кушетка, круглые валики, шкаф для хранения чистых простыней и полотенец, аптечку первой помощи, раковину с подводкой холодной и горячей воды. Пол в кабинете деревянный, покрыт линолеумом, температура воздуха от +20°С до + 22°С, относительная влажность — не выше 60%. Нужны песочные и процедурные часы, магнитофон, секундомер.

Достаточно подробные правила эксплуатации и оборудование массажных кабинетов освещены в Справочнике по охране труда работников здравоохранения (М.: Медицина, 1975).

Логопедический массаж осуществляет врач или логопед, знающие этиопатогенез артикуляторных расстройств. Во всех случаях  логопедический массаж делается только по назначению лечащего врача (невропатолога, психоневролога). Работая с ребенком необходимо быть внимательным, терпеливым, дружелюбным, спокойным, уверенным в правильности выполнения плана сеанса массажа специалистом.

Выполняя массажные манипуляции, необходимо  выбирать наиболее эффективные приемы, соблюдать рациональную последовательность отдельных приемов массажа, учитывать адекватность ответной реакции ребенка на проведенный сеанс или курс массажа.

Часто успех лечения зависит от доверительных отношений между специалистом и ребенком (от умения наладить хороший контакт с пациентом).
Массажист должен хорошо знать строение артикуляционного аппарата, физиологическое действие отдельных приемов массажа, обладать развитым чувством осязания.

Сеанс логопедического массажа начинается с приемов общего расслабления (релаксации). Релаксирующей является любая поза, при которой мышцы максимально расслаблены, а дыхание не затруднено.

Массаж назначается ежедневно или через день в зависимости от речевого нарушения и общего физического нарушения ребенка.
Противопоказания к применению массажа: любое соматическое или инфекционное заболевание в остром периоде, острые хронические заболевания кожных покровов.

Основные приемы ручного массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрацию и пассивные движения. Определен основной «инструмент» воздействия при выполнении массажа. Им является кисть массажиста.
1. Поглаживание — это манипуляция, при которой массирующая рука скользит по коже (лица), не сдвигая ее складки, с различной степенью надавливания. В зависимости от методики применения приема и его дозировки поглаживание оказывает успокаивающее или возбуждающее действие на нервную систему.
Например, поверхностное плоскостное поглаживание успокаивает, обхватывающее — возбуждает.

Вспомогательные приемы: щипцеобразное (выполняется щипцеобразно сложенными пальцами, чаще I-II-III или только I-II пальцами. Эта разновидность применяется при массаже небольших мышечных групп лица.) и граблеобразное (производим граблеобразно расставленными пальцами одной или обеих кистей. Прием выполняется подушечками пальцев в продольном, поперечном, зигзагообразном и круговом направлениях в области волосистой части головы).

По мнению многих опытных специалистов такое поглаживание кожи лица улучшает кожное дыхание, активизирует секреторную функцию кожи. Усиливаются обменные процессы, повышается кожно-мышечный тонус, усиливается микроциркуляция, тонизируются и тренируются сосуды.
Прием осуществляем как самостоятельно, так и в сочетании с другими приемами. Логопедический массаж начинается с поглаживания.Используем его в процессе процедуры, а также заканчиваем сеанс этим приемом.

Все виды поглаживания проводим только по ходу лимфопотока до ближайших крупных лимфатических узлов. Прием проводится медленно (24-26 движений в 1 минуту), плавно, ритмично, с разной степенью надавливания на массирующую поверхность.
При проведении сеанса массажа следует выбирать наиболее эффективные и максимально применимые для данной области разновидности основных и вспомогательных приемов поглаживания.

а) сильное давление при выполнении приема может вызвать неприятное ощущение у ребенка или даже боль;
б) разведение пальцев и неплотное прилегание их к массируемой поверхности лица при плоскостном поглаживании может привести к неравномерному воздействию и неприятным ощущениям у пациента;
в) растирание — это манипуляция, при которой массирующая рука никогда не скользит по коже, а смещает ее, производя сдвигание, растяжение в различных направлениях. Отметим, что прилагаемое усилие уже больше, чем при поглаживании. Этот прием способствует увеличению подвижности массируемых тканей по отношению к подлежащим слоям. При этом усиливается приток лимфы и крови к массируемым тканям, "Что значительно улучшает их питание и обменные процессы.
Прием проводится подушечками пальцев, ребром ладони или всей ладонной поверхностью.
Также используется тыльную поверхность согнутых в кулак пальцев. Движение осуществляется в прямом (выполняется концевыми фалангами одного или нескольких пальцев) или спиралевидном (выполняется основанием ладони или локтевым краем кисти, согнутой в кулак) направлениях.

2. Растирание — это подготовительный прием к разминанию.
При применении приемов на лице необходимо использовать переступание. Движения при растирании проводят в любом направлении, независимо от направления лимфотока. Важно не задерживаться на одном участке более 8—10 секунд. Обязательно учитываем состояние кожного покрова ребенка, его ответные реакции на выполняемые приемы. Прием растирания чередуем с другими приемами, выполняя 60-(100) движений в минуту. Необходимо использовать попеременное движение руками.
Нельзя забывать о встречающихся ошибках при разминании:
а) грубое, болезненное выполнение этого приема.
б) растирающие движения со скольжением по коже, а не сдвигая ее.
в) растирание прямыми пальцами, а не согнутыми в межфаланговых суставах. Это может привести к боли для пациента и утомлению для массажиста.

3. Разминание — это прием, при котором массирующая рука выполняет 2-3 фазы: фиксация, захватывание, сдавливание, сжимание, оттягивание и непосредственно разминание тканей одной или двумя руками одновременно.
Разминание оказывает основное воздействие на мышцы лица, благодаря чему повышается их сократительная функция. Активно способствует улучшению крово- и лимфообращения, следовательно, улучшается питание тканей, повышается обмен веществ, уменьшается или полностью снимается мышечное утомление, увеличивается работоспособность мышц, их тонус.

Разминание — это прием, по которому можно судить о технических способностях массажиста. Разминание является пассивной гимнастикой для мышц.
Массажные движения выполняются в продольном (проводятся по ходу мышечных волокон. Выпрямленные пальцы располагаются на массируемой поверхности так, чтобы первые пальцы обеих кистей находились на передней поверхности массируемой мышцы, а остальные располагались по ее сторонам) и поперечном (руки устанавливаются поперек мышечных волокон так, чтобы первые пальцы были по одну сторону массируемого участка, а остальные — по другую) направлениях.
Также используются вспомогательные приемы массажа.
Сдвигание — зафиксировав массируемую область, производим короткие, ритмичные движения, сдвигая ткани друг к другу. Противоположные движения называются растяжением. Чаще выполняем двумя пальцами или несколькими пальцами.

Щипцеобразное — выполняем I-II или I-III пальцами, захватывая, оттягивая, разминая мышцы лица.
Необходимо учесть, что мышцы должны быть расслаблены. Опять же прием проводится  медленно, плавно, без рывков, до 50-60 движений в минуту. Движения проводятся в любых направлениях, без перескакивания с одного участка на другой. Интенсивность наращивается постепенно от процедуры к процедуре.
Отметим наиболее часто встречающиеся ошибки в работе:
а) сгибание пальцев в межфаланговых суставах в фазе фиксации — вследствие чего возникнет боль в массируемой мышце за счет ее ущемления;
б) скольжение пальцев по коже в фазе сдавливания, что очень болезненно (массажист «теряет» мышцу и не производится полноценное разминание);
в) сильное сдавливание концевыми фалангами пальцев, что вызывает боль;
г) массирование напряженной рукой — вызывает быстрое утомление массажиста.
д) недостаточное смещение мышц в фазе раздавливания приводит к резкому болезненному выполнению приема.

4. При вибрации массирующая рука передает мышцам лица, шеи, губ, языка колебательные движения. Вибрация обладает выраженным рефлекторным воздействием, вызывая усиление рефлексов. В зависимости от частоты и амплитуды вибрации происходит расширение или сужение сосудов, изменяется секреторная деятельность отдельных органов.
Прием вибрации осуществляеется одним, двумя или всеми пальцами. Или  непрерывистая вибрация — проводится концевыми фалангами одного или несколькими пальцами.

При прерывистой вибрации (ударной) наносятся один за другим удары кончиками полусогнутых пальцев.
Используем вспомогательные приемы логопедического массажа: похлопывание (указательным пальцем производятся легкие движения), пунктирование («пальцевой душ») выполняем концевыми фалангами II-III или II-V пальцев, подобно выбиванию дроби на барабане.
Учитывая, что прием вибрации не должен вызывать болезненных ощущений у ребенка. Продолжительные мелкие, с малой амплитудой, вибрации вызывают у массируемого успокоение, расслабление, а непродолжительные с большой амплитудой — противоположное состояние. Продолжительность выполнения ударных приемов в одной области не должна превышать 10 секунд, следует комбинировать их с другими приемами.

Нередко встречаются ошибки при выполнении этого приема массажа:
а) применение прерывистой вибрации на напряженных группах мышц, что может вызвать болезненность у пациента.
б) прием проводят с излишней интенсивностью, что вызывает сопротивление пациента.

Всегда выбор приемов массажа проводится дифференцированно в зависимости от тонуса мускулатуры. Так, например, приемы: поглаживание, разминание, растирание, похлопывание, легкую вибрацию используются при сниженном тонусе речевой мускулатуры. При гипертонусе (спастические состояния) используются в основном поверхностное поглаживание, сильную вибрацию.
     Материал взят из книги Гревцевой О. Е. Логопедический массаж

Интересует логопедический массаж? Запишитесь на консультацию в
по телефону +7 (495) 150-43-47
или через форму обратной связи в разделе «Контакты».