Мутация голоса

Мутация голоса (от лат. mutatio 'изменение', 'перемена') наступает в результате изменений в голосовом аппарате и во всем организме подростка под влиянием эндокринной перестройки в период полового созревания. Время, в течение которого происходит переход детского голосообразования во взрослое, называется мутационным периодом. У мальчиков 13—15 лет голосовой аппарат растет быстро и неравномерно, у девочек гортань развивается замедленно. Возможны колебания мутационного периода в зависимости от сроков наступления половой зрелости. У жителей юга мутация наступает раньше и протекает более остро, чем у жителей севера. У девочек, как правило, голос меняется постепенно, теряя детские свойства. Это скорее эволюция голоса, а не мутация. В отдельных случаях встречается резкая перестройка в голосовом аппарате с усилением его роста и появлением заметных изменений голоса. В период полового созревания мужская и женская гортани приобретают четкие отличительные особенности и увеличиваются в размерах. У мальчиков начинает расти в саггитальном направлении щитовидный хрящ, своим передним углом образуя выпуклость на поверхности шеи — «адамово яблоко». Наибольшая разница между мужской и женской гортанью выражается в величине переднезаднего размера, поэтому голосовые складки у мальчиков удлиняются в полтора раза, а у девочек только на треть. У мальчиков мутация также может протекать медленно, тогда голосовая функция меняется постепенно. При остром течении голос у мальчиков понижается на октаву, появляется охриплость, звуки басового тембра внезапно соскальзывают на фальцет: происходит так называемая «ломка голоса». Она настолько заметна, что подростки иногда стесняются пользоваться голосом.

Продолжительность мутации длится от одного — нескольких месяцев до года. Весь период делится на три стадии: начальную, основную (пиковую) и конечную. Начальная стадия характеризуется лишь небольшой гиперемией (покраснением) голосовых складок. Основная (пиковая) сопровождается гиперемией слизистой оболочки всей гортани, возможно и несмыкание задних третей голосовых складок по типу равностороннего треугольника («мутационный треугольник»). Отмечаются как синхронные, так и асинхронные колебания голосовых складок, что свидетельствует о нарушении координации функций наружних и внутренних мышц гортани, дыхания и фонации. В этой стадии голос страдает более всего. На завершающем этапе (конечная стадия) мутации закрепляется механизм голосообразования взрослого человека.

При полностью сформировавшемся голосе длина голосовых складок у мужчины составляет: 24—25 мм — бас, 22—24 мм — баритон, 18—24 мм — тенор; у женщин: 18—21 мм — контральто, 18—19 мм — меццо-сопрано, 14—17 мм — сопрано.

Иногда мутация приобретает острейшую форму: у подростка с детским голосом возникает резкая охриплость, которая держится неделю, затем проходит и появляется баритональный тембр взрослого человека. Гораздо более сложны случаи затянувшейся, патологически протекающей мутации. При этом, как правило, в голосе не проскальзывают звуки низких тонов, подросток продолжает говорить детским, резко осипшим, иссякающим голосом, испытывая при этом большое напряжение и порой переходя на шепот. Такие проявления могут продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет и требуют специальной коррекционной работы, направленной на нормализацию голосовой функции. Причины патологической затянувшейся мутации могут быть самыми разнообразными. Это и соматическая ослабленность, и острые респираторные вирусные инфекции, совпавшие с началом мутации, и лабильность психических процессов. Некоторые наблюдения указывают на то, что мутация протекает неправильно чаще у подростков из неполных семей, где сына воспитывает одна мать и он постоянно слышит женский голос.

Послемутационному периоду свойственны легкая ранимость уже сформировавшегося, но еще не окрепшего голосового аппарата, быстро наступающее голосовое утомление. В этот период, который продолжается несколько месяцев, расширяется диапазон голоса и определяется его индивидуальный тембр, высота, сила.

Разделение на предмутационный и послемутационный периоды позволяет педагогам и врачам индивидуально и бережно использовать голосовой аппарат, находить оптимальные профилактические меры. Каждый работающий с детьми и подростками педагог, особенно логопед, должен хорошо знать строение и функцию голосового аппарата детей разного возраста, учитывать его анатомические и физиологические особенности. В частности, голосовой режим в период мутации назначается индивидуально и зависит от остроты протекающего процесса. Полное молчание может быть рекомендовано лишь в редких случаях при сильном отеке слизистой оболочки гортани. Речевая нагрузка должна быть умеренной, ее продолжительность особенно ограничивается при появлении охриплости, не следует перенапрягать, форсировать голос. Несоблюдение охранительного режима, длительное напряжение при больших голосовых нагрузках могут привести к стойкому нарушению функции внутренних мышц гортани. Весьма полезны закаливание организма, дозированная физическая нагрузка, правильное распределение труда и отдыха подростка.

Формирование голоса зависит от многих факторов — конституции человека, строения голосового аппарата, состояния желез внутренней секреции, психического развития индивида. Как правило, у людей крупного, высокого роста голос более низкий и сильный, но, безусловно, встречаются и исключения. Особого внимания требует певческий голос. Во-первых, далеко не всегда совпадает высота разговорного и певческого голоса. Во-вторых, несмотря на многочисленные признаки, по которым определяется тип певческого голоса, известны случаи, когда голос певца устанавливается не сразу. Так, всемирно известный тенор Пласидо Доминго начинал петь как баритон. То же самое было и с Алибеком Днишевым.