Подготовительный этап логопедических занятий

Перед началом занятий с детьми по восстановлению голоса необходимо получить анамнестические сведения о ребенке, а также систематизировать и обобщить данные клинического, психолого-педагогического и логопедического обследования (организационный момент). Голос и речь ребенка записываются на магнитофоне, дыхание регистрируется на кимографе или электроэнцефалографе.

У детей с заболеваниями гортани выявлено астеническое состояние организма, изменения в строении и функции нервно-мышечного аппарата гортани, нарушение эмоционально-волевой сферы, задержка речевого развития и длительное расстройство голосовой функции. Все эти сведения дают возможность вскрыть особенности развития ребенка, выработать пути и средства восстановительной работы, начальным звеном которой является психотерапия.

Цель психотерапии — сознательное, активное, волевое включение ребенка в процесс восстановления голоса. Психотерапия способствует перевоспитанию личности ребенка в целом, стимуляции и активизации ее на преодоление трудностей и на борьбу за скорейшее выздоровление. Психотерапия предполагает индивидуальный подход к больному ребенку с учетом его возраста, течения заболевания, особенностей личности ребенка, характера нарушения его речи и голоса. Психотерапия проводится в форме беседы, в ходе которой выявляются жалобы ребенка, составляется представление о круге его интересов, привязанностях, наклонностях, отношении к дефекту; устанавливается личный и рабочий контакт.

Все дети с длительным и тяжелым заболеванием гортани требуют активной и целенаправленной психотерапии, проводимой в форме однократных или чаще многократных бесед. Психотерапия является важным мероприятием, способствующим оздоровлению личности ребенка и успеху восстановительного обучения.
Одновременно с психотерапией проводится артикуляционная гимнастика. Как отмечалось, артикуляции придается важное значение в процессе фонации, т.к. благодаря ей оформляется тембр голоса, формируются гласные и согласные звуки. Кроме того, чем лучше и точнее артикуляция, тем целесообразнее и точнее функция голосовых складок.

При нарушении деятельности верхней резонирующей трубки артикуляционные движения теряют свою координированную точность, становятся вялыми, неловкими, неуклюжими. Поэтому голос не попадает в «ротовую позицию», в «позицию резонатора», звучит гортанно, хрипло, сдавленно.
Цель артикуляционной гимнастики — выработать четкость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и голосообразования. Необходимо, с одной стороны, освободить артикуляционные мышцы от напряженности, скованности или, наоборот, от вялости, слабости, паретичности.

Для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повышения его тонуса применяется гигиенический массаж. Производится поглаживание кончиками пальцев:
а) от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы;
б) от переносицы к околоушной впадине;
в) от кончика носа по его спинке вверх и обратно;
г) вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу винтообразные движения.

Вибрационный массаж заключается в поколачивании крыльев носа с одновременным произнесением звука м.
Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица. Ребенок учится самостоятельно морщить лоб, нос, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться. Все эти упражнения улучшают окраску голоса, его силу и тембр, так как, по данным физиологии, работа мимических мышц, раздражения кожи лица повышают тонус голосовых мышц.

Одновременно с массажем проводится артикуляционная гимнастика, дифференцированная для различных частей артикуляционного аппарата.
Каждое артикуляционное движение проводится четко и неторопливо перед зеркалом, с соблюдением определенного ритма (под счет).

Примерные артикуляционные упражнения
I. Движения языка:
1) высовывание языка;
2) повороты языка вправо-влево;
3) облизывание кончиком языка верхней и нижней губы;
4) укладывание языка за верхнюю и нижнюю губу;
5) щелкание языком;
6) укрепление кончика и корня языка при произнесении звуков т и к.
II. Движения губ:
1) вытягивание губ вперед трубочкой;
2) складывание губ кружочком;
3) растягивание губ в стороны (улыбка);
4) укрепление губ при произнесении звука п — п — п — п (беззвучно).
III. Движение челюстей:
1) открывание и закрывание рта;
2) опускание нижней челюсти;
3) имитация жевания (в процессе жевания происходит энергичное сокращение мускулов гортани, глотки, нёба, языка, губ).
IV. Движения мягкого нёба:
1) покашливание;
2) зевота;
3) глотание капель воды;
4) произнесение гласного звука а на твердой атаке перед зеркалом, под счет (внимание ребенка фиксируется на умении поднять и удержать в таком положении нёбную занавеску).
V. Расслабление мышц шеи:
1) опускание головы вниз;
2) запрокидывание головы назад;
3) повороты головы вправо-влево; в дальнейшем эти движения сочетаются с произнесением звуков и — э — о — у — а — ы.
VI. Движение гортани и голосовых складок:
1) поглаживающий и вибрационный массаж гортани: ритмичные, энергичные движения пальцами по передней поверхности шеи в вертикальном и горизонтальном направлениях с легким надавливанием на область щитовидного хряща;
2) кашлевые движения, подражание голубиному воркованию, стону, мычанию, что может сочетаться с вибрационным массажем, гортани.
Одновременно с артикуляционными упражнениями (со 2-3-го занятия) проводится дыхательная гимнастика — статическая и динамическая. При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил:
1) занятия проводятся до еды, в проветренном помещении;
2) необходимо строго дозировать количество упражнений и темп их проведения;
3) нужно следить за тем, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом;
4) ребенок не должен напрягать плечи, шею; упражнения направлены на развитие движений диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота;
5) движения ребенок должен производить плавно, под счет.

Статические упражнения производятся либо при полной неподвижности тела, либо сопровождаются легкими движениями.
Цель статических дыхательных упражнений — выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретение навыков речевого нижнереберно-диафрагмального или грудобрюшного типа дыхания с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха.

Упражнения включают дутье на вату, на воду, надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, шаров, игру на детской дудке, свирели, губной гармонике (что развивает губную мускулатуру и дает кинестетическое ощущение давно утраченного звука); продолжительность выдоха регистрируется при помощи секундомера.
физиологические условия. Импеданс ротоглоточного резонатора большой (но несколько меньший, чем при у), следовательно, голосовые складки активны, сила голоса значительная. Гортань занимает низкое положение (лишь чуть выше, чем при произношении у). Гласный о лабиализованный, что создает видимость звука. При произнесении о мягкое нёбо с маленьким язычком поднимается, что способствует усилению звука. Некоторую роль играют тактильно-вибрационные ощущения — ощущение теплого выдоха, вибрации гортани и грудной клетки; зрительные ощущения — округленные губы. Следует добиваться грудного звучания о, так как грудной звук голоса является полным по звучанию, богатым обертонами, голосовые складки вибрируют всей шириной и полностью смыкаются. Легко, свободно, без напряжения, в позиции резонатора произносятся слоги: мо — ом — мом — момм — моммм.
Следующий гласный звук а — наиболее сильный звук. При его произнесении ротовой резонатор увеличивается, рот становится мощным звуковым излучателем.

Глоточная трубка сокращается до минимального объема, надгортанник отходит назад и почти прижимается к задней стенке глотки. Звуковой луч прямо подается в широко раскрытый рот. При этом язык лежит спокойно на дне ротовой полости. Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носоглотку и нос. Голосовые складки сомкнуты, вибрируют, но не напряжены в связи с наименьшим импедансом. Ребенок осязает вибрацию гортани и грудной клетки, теплый, едва заметный выдох. Опущенная нижняя челюсть усиливает звучание. Мощность, полнозвучность, полетность, красота звучания делают этот звук наиболее удобным и красивым при постановке певческого голоса. Но при восстановлении голоса этот звук весьма труден, что объясняется анатомо-физиологическими условиями его образования — отсутствием лабиализации, следовательно, невозможностью «поймать», собрать звук, минимальными тактильно-вибрационными ощущениями, высоким положением гортани. Кроме того, опасен так называемый открытый звук а — резкий и неприятный, придающий голосу гортанное звучание за счет зажатости голосового аппарата — гортани, глотки, челюстей. Дети подчас стремятся усилить голос за счет чрезмерного напора воздуха, что приводит к напряжению фонационных мышц и грубому, гортанному звучанию.

Поэтому при постановке звука а нужно обратить внимание ребенка на умение поднять и удержать нёбную занавеску (зевок перед зеркалом), на теплый выдох (на вату, на руку). Начинать следует с шепотного, придыхательного, протяжного произнесения звука, так как на шепоте а звучит не напряженно, мягко. Затем постепенно переходят к громкому, протяжному и, наконец, отрывистому произнесению звука а. У детей с органическими нарушениями голоса при произнесении а язык оттягивается в глубь рта, корень языка поднимается, поэтому слышится глубокий, хриплый, горловой звук. Правильное положение языка целесообразно показать ребенку перед зеркалом: кончик языка находится близко к нижним резцам, спинка и корень языка опущены. Повторив несколько раз протяжное, а затем отрывистое изолированное произнесение а, можно перейти к слогам — прямым, обратным, закрытым: ма — ом, мамм — амамм, маммм — амаммм.

Очень полезно повторять слоги, где согласный находится в положении между двумя гласными. Причем, как показали осциллографические исследования Н.И. Жинкина, наиболее удачны сочетания звуков, когда предшествующий гласный сравнительно менее фонетически мощный (у, и), а последующий — широкий а (ума, ома, ила). В этом случае согласный усиливается. Наибольшая потеря громкости в тех случаях, когда предшествующий гласный фонетически мощный (а), а последующий — лабиализированный у (ому, ому, иму).

Следующий звук и — акустически слабый звук. При его произнесении язык поднят, напряжен, ротовое отверстие сужено, голосовая щель расширена. Подсвязочное давление воздуха и амплитуда колебаний голосовых складок увеличиваются. Во рту образуется узкий проход, завихрения воздуха при столкновении его с различными частями артикуляционного аппарата, скорость воздушного потока возрастает. Поэтому звуковая волна рассеивается, теряет часть своей энергии, что выравнивает диапазон звуков мощных и слабых а и и. При произнесении и за счет наибольшего импеданса создается значительное напряжение языка, губ, гортани, мышц шеи, что весьма затрудняет его постановку у детей с заболеваниями гортани. Поэтому вызыванию и предшествует артикуляционная, дыхательная гимнастика, массаж гортани и физиотерапия.

Звук и произносится в прямых слогах, затем в обратных, сначала шепотом, потом громко, коротко и, наконец, протяжно: ми — им, мим — мимм — миммм… имим — имимм — имиммм…
Вызывание и закрепление голоса в прямых и обратных слогах с м и гласными проходит под неослабным контролем слухового, зрительного, двигательного анализаторов ребенка, при постоянной помощи со стороны логопеда, при активной и целенаправленной деятельности самого ребенка, его желании восстановить голос. Постепенно, в процессе логопедических занятий, ребенок уже контролирует звучание голоса в позиции резонатора, без напряжения мышц шеи и гортани, что является необходимым условием правильного посыла звука. Так достигается легкое, свободное, собранное, звонкое, естественное, полетное звучание голоса.
Процесс восстановления голоса продолжается в среднем 3 месяца, вызывание голоса — около 1-1,5 месяцев.

Закрепление полученного голоса
Основные задачи этого периода:
1) автоматизация голоса путем введения его в слоги, слова, фразы со всеми гласными и согласными;
2) развитие высоты, силы, тембра, модуляций голоса, ритмико-мелодико-интонационной стороны речи;
3) постановка певческого голоса.
Вся система логопедических занятий по закреплению голоса построена на принципе постепенного перехода от легких упражнений к более трудным в зависимости от возраста ребенка, индивидуальных особенностей его личности, состояния и развития речевой и голосовой функции.

Алмазова Е. С.