Методика развития слуха и обучения правильному произношению

диагностика речиЕсли болезненный процесс в ушах не развивается, то тугоухость в процессе нормальной речевой деятельности ребенка, особенно при специальной логопедической помощи, постепенно снижается. Сама по себе практика правильного говорения улучшает слух, слуховое внимание. Улучшению слуховых восприятий речи способствует развитие дифференцировок элементарного слуха. На этой базе постепенно развивается и фонематический слух, что является главной задачей, а следовательно, улучшается речь в целом. Применяемая методика состоит из одновременной работы как над внятностью речи, так и над пониманием ее (с учетом обстановки, темы разговора). Для снижения тугоухости в основном пользуются слуховым и речедвигательным анализаторами, зрительным меньше.

В группе тугоухий ребенок должен находиться поближе к воспитателю, чтобы иметь возможность не только лучше слышать, но и видеть его артикуляцию («читать с лица», «с губ»).

Разговаривая с ним, воспитатель должен стоять так, чтобы лицо было видно ребенку. Говорить с ним нужно громко (но не крикливо), медленно, четко артикулируя звуки и в свою очередь требуя от него громкой и отчетливой речи, в некоторых случаях и повторения исправленного воспитателем слова. Необходимо повторять сказанное до тех пор, пока ребенок не поймет его. Без этого при сильной тугоухости речь не только не развивается, но часто еще больше ухудшается, особенно если расстройство слуха усиливается.

Недостатки отдельных звуков в речи устраняются в общем теми же приемами, как и у нормально слышащих косноязычных детей, с учетом уже отмеченных особенностей. Слишком громкие звуки вызывают у тугоухих болевые ощущения. Умеренный шум в большинстве случаев не мешает тугоухому, так он его вообще не слышит. Поэтому создавать специальную тишину при разговоре с ним нет надобности.

С тугоухими детьми полезно проводить такие игры (глаза у детей закрыты):
1. «Где звонили?». Дети указывают место.
2. «Находка». По усилению и ослаблению звука колокольчика, рожка и т.п. тугоухий отыскивает спрятавшегося товарища или названный скрытый предмет.
3. «Угадай, кто позвонил» (указывают по месту в кружке).
4. «Колокольчик». Дети сидят кружком, один из них ходит вне круга, звонит в колокольчик и затем осторожно кладет его позади кого-либо. Кто первый укажет, за кем лежит колокольчик, тот становится ведущим.
5. «Угадай, что делают» (перелистывают книгу, стучат по столу, стеклу).
6. «Улитка». Ребенок отгадывает говорящего по голосу: «Улитка, улитка, высунь рога, дам тебе я пирога».
7. «Жмурки». Ловят товарища по звуку колокольчика.
8. «Кто умеет слушать?». Дети отгадывают, чем издаются звуки (стук карандаша, звуки разных музыкальных инструментов), или находят издающие звук предметы.
9. «Кто кричал?». Дети по голосу находят игрушки: собаку, котенка и т.п.
10. «Сказка». Хорошо, рассказывая сказку, в соответствующих местах, наиболее интересных, захватывающих детей, ослаблять голос до шепота.
11. «Речевое лото» на развитие фонематического слуха (кот — рот — крот, мяч — мак и т.п.).
12. «Поспешишь — людей насмешишь». Ребенку предлагается указывать разложенные на столе сходные по названию предметы или картинки: «Где Мишка? Где миска? Где трава? Где дрова?». В случае ошибки воспитатель указывает и называет картинки (вот трава, трава, а это дрова, дрова, дрова).
13. «Слушай — не зевай». Дети слушают рассказ, сказку и, услышав заранее указанное слово, или встают, или повторяют его.
Полезны пение, музыка (восприятие и исполнение), слушание детских радиопередач.

Приведенные занятия ценны в смысле развития слуха и слухового внимания и для нормально слышащих детей. Поэтому их можно проводить и фронтально, обращая особенное внимание на тугоухих.

Хватцев М. Е.

Нужен логопед в СВАО? Запишитесь на консультацию в
по телефону +7 (495) 150-43-47
или через форму обратной связи в разделе «Контакты».