Тугоухость и ее причины
Понижение слуха чаще всего вызывается разными болезнями ребенка, частично разрушающими орган слуха (скарлатина, корь, грипп, оспа, тиф, дифтерит, коклюш, золотуха, простуда, затяжной насморк, болезни носа, носоглотки). Бывает, что тугоухость возникает от механических повреждений (удар по уху, сильный крик, поцелуй, попадание воды, насекомых, а также разных предметов в ухо).
В очень редких случаях слуховой аппарат неправильно развивается еще во внутриутробный период жизни. Иногда это наблюдается у детей тугоухих или глухонемых родителей.
Из-за тугоухости не все звуки достигают коры мозга, и в ней образуются несовершенные кинестезические импульсы. Эти импульсы вызывают косноязычие.
Различается тугоухость, возникшая до формирования речи и после этого, т.е. после 2,5—3 лет. В первом случае при значительной или тяжелой степени тугоухости наблюдается резкое недоразвитие речи (речь непонятна, медленно развивается); во втором случае речь относительно понятна и сравнительно легко поддается развитию. Тугоухость бывает острой (скоропроходящей при своевременном лечении) и хронической (вяло протекающей) и в редких случаях прогрессирующей, без соответствующего лечения сравнительно быстро ведущей к глухоте.
Слух проверяют так. Врач или воспитатель поворачивает ребенка спиной к себе или прикрывает на расстоянии 10—15 см от лица свой рот листом бумаги, чтобы ребенок не разгадывал по движениям рта говорящего произносимые звуки. Затем на определенном расстоянии от уха ребенка произносят вслух с обычной разговорной громкостью и шепотом отдельные слова или короткие фразы и предлагают громко повторять их. При тяжелой тугоухости шепотная речь не применяется.
Слышимость при разных степенях тугоухости
(расстояние до уха в метрах)
Степень тугоухости
|
Разговорная речь
|
Шепотная речь
|
||
От
|
до
|
от
|
до
|
|
легкая
|
—
|
6
|
3
|
5
|
умеренная
|
4
|
6
|
2
|
3
|
значительная
|
2
|
4
|
у раковины уха
|
1
|
тяжелая
|
у раковины уха
|
2
|
у раковины уха
|
0,5
|
При проверке слова, чтобы активизировать слуховое внимание ребенка, начинают произносить с наименьшего расстояния — у самого уха, постепенно отходя от тугоухого. В результате исследования устанавливается степень тугоухости, что очень важно как для воспитания, так и для лечения. Для лечения существенно определение больного уха, для чего поочередно затыкают уши ватой или пальцем и повторяют проверку. Приводим таблицу проф. Б.С. Преображенского.
Слух проверяется шепотом, потому что в нашей речи много глухих звуков.
Если ребенок не будет воспринимать шепотную речь, он не сможет слышать глухие согласные, а следовательно, всю речь окружающих будет воспринимать искаженно.В случае безуспешности изложенной методики, что особенно наблюдается у дошкольников младшего возраста (не повторяют предъявляемых слов, отвлекаются), проводится подготовительная работа. Воспитатель играет с ребенком, пользуясь музыкальными игрушками, и отмечает его слуховые реакции на разных расстояниях. Затем в игре, предложив ребенку закрыть глаза или отвернуться, называет игрушки или картинки, стимулируя его на разных расстояниях повторять эти названия или выполнять с предметами действия (найти, принести, положить и т.д.). Продолжая игру, воспитатель переходит к описанным более точным приемам проверки слуха.
Легкая степень тугоухости не оказывает особого влияния ни на речь, ни на обучение вообще. Но знать о ней надо, особенно врачу, чтобы предупредить дальнейшее усиление тугоухости и развивать слух.
При умеренной степени тугоухости речь окружающих в условиях детского сада воспринимается относительно хорошо. Такого ребенка берет на учет не только врач, но и воспитатель. Значительная степень тугоухости является большим препятствием для воспитания ребенка в массовом детском саду, сильно расстраивает речь, а следовательно, требует особого внимания к нему. Если тугоухий слышит разговорную речь обычной силы не менее чем в 2 метрах от воспитателя, при остальных нормальных способностях он может успешно воспитываться в массовом детском саду.
Детей с тяжелой тугоухостью чаще всего приходится направлять в детские сады для тугоухих, где с ними ведутся специальные слухоречевые занятия. Но это следует делать вдумчиво, так как пребывание в нормальном саду во многих отношениях полезнее, чем в саду для тугоухих. Большое значение имеет правильная речь товарищей, а также и то, что в специальном детском саду ребенок чувствует себя неполноценным.
К сказанному надо добавить, что нельзя руководствоваться только голыми показателями исследования слуха. Часто некоторые дети с умеренной степенью тугоухости понимают речь хуже, чем дети со значительной степенью тугоухости. Многое зависит от умственного развития ребенка (он догадывается о многом, чего не дослышал, лучше «читает с лица»), от его внимания, интереса к занятиям. Вопрос о пребывании ребенка в массовом детском саду в конечном итоге решается воспитателем на основании длительных наблюдений (до нескольких месяцев).
Нередко родители не замечают, что их дети говорят плохо из-за тугоухости, и не оказывают им надлежащей помощи.
Хватцев М. Е.