Строение и развитие артикуляционного аппарата
Недостаточное развитие речедвигательных механизмов является главной причиной несовершенства произношения у детей. Артикуляции не отличаются от сопутствующих неправильных движений и слабо координированы, особенно в мелких движениях губ и языка. Мышцы органов речи еще слабы и недостаточно упруги. Повторяющиеся движения и положения органов речи быстро приводят к утомлению. Поэтому требуется частая смена новых, еще не автоматизированных артикуляций, что усиливает процессы дыхания и кровообращения и обеспечивает работоспособность.
Язык занимает большую часть ротовой полости, что ограничивает его двигательные возможности. Он сильно оттянут назад и плохо передвигается вперед. У детей ясельного возраста, под влиянием рефлекса сосания, наблюдается выпячивание губ вперед, что искажает произношение. По этой же причине язык, до того, как ребенок овладеет жеванием, всегда напряжен и приподнят к небу, что придает звукам мягкость. Остаточные явления сосательного рефлекса еще наблюдаются даже у детей старшего дошкольного возраста и у первоклассников.
При артикуляции язык недостаточно плотно прижимается к правильным точкам – зубам, деснам, небу. Губы не смыкаются сильно, а мягкое небо не поднимается достаточно. Полное или частичное отсутствие зубов во время смены молочных зубов также затрудняет четкое произношение некоторых звуков, особенно шипящих.
Из-за отсутствия точных движений и смыканий органов речи все звуки у ребенка до трех лет размыты, не различимы и неясны. Постепенно к пяти годам эти недостатки исчезают, и артикуляция становится правильной.
Неправильное произношение звуков, нарушение точности акустического восприятия собственной речи, укрепляет неправильные звуки и вносит путаницу в воспринятые от окружающих слуховые образы слов и звуков.
Благодаря анатомическому строению мышцы ребенка более эластичны и сокращаются медленнее, что уменьшает утомляемость. Поэтому несмотря на их слабость, движения ребенка, благодаря его активным рефлексам, легки и свободны. Это объясняет возможность раннего развития речи. Поскольку маленькие дети понимают больше слов, чем говорят, развитие артикуляции отстает от развития восприятия речи, то есть фонематического слуха.
Дыхание
Дыхание ребенка меняется с возрастом. У новорожденных грудная клетка приподнята, и дыхание осуществляется преимущественно с помощью диафрагмы. По мере роста ребенка ребра принимают саблевидную форму, грудь опускается, и возникают условия для грудного дыхания. У дошкольников дыхание становится поверхностным. У детей также наблюдается увеличение пульса дыхания в ответ на физическое напряжение или повышение температуры, что может влиять на ритм и плавность произношения слов и фраз. Полное урегулирование дыхания достигается приблизительно к 15-18 годам.
Голос
В отношении голосового аппарата у дошкольников также есть особенности. У них гортань мало развита, голосовые связки короткие, и голосовая щель узкая. Это может приводить к высокому регистру, бледному тембру и слабому голосу. Дети могут иметь различные проблемы с голосом, такие как хриплость, дрожание или срыв низких тонов на высокие.
Окружающая речь играет важную роль в развитии звуковой речи дошкольника. Взрослые должны обращать особое внимание на свою речь и использовать разнообразные интонации для выражения эмоций. Речевые интонации и фразовые ударения быстро усваиваются ребенком, но их разнообразие и сложность будут развиваться постепенно.
Слух
Слуховой аппарат детей функционирует уже с момента рождения, но вначале слух не полностью развит и может приводить к недостаткам в восприятии и произношении звуков. Звуковые дифференцировки и критическое отношение к речи окружающих будут развиваться со временем и требуют уделять им особое внимание.
Зрение
Зрение также играет важную роль в развитии словесной речи, и его развитие активизируется после первого полугодия жизни ребенка. Ребенок начинает активно использовать зрение для восприятия окружающего мира, что способствует развитию разнообразной речи.
Важно помнить, что развитие звуковой речи у каждого ребенка индивидуально, и необходимо создать подходящую обстановку для его развития, оказывая ему поддержку, направление и стимулы для активного общения и использования речи.