Развитие речевого дыхания

Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания, чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, увеличивая тем самым объем грудной клетки, что способствует наполнению легких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется. Вместе с межреберными мышцами, которые поднимают и опускают грудную клетку, диафрагма поднимается кверху и сжимает легкие.
Различают три типа дыхания: верхнереберный, грудной, грудобрюшной (он же диафрагмально-реберный). При любом типе дыхания диафрагма обязательно задействована, однако, доля ее участия разная. Наименее физиологически оптимальным является ключичное дыхание, так как нижние доли легких участвуют при этом неполностью.
У детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – грудобрюшной.
Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям для развития грудобрюшного типа дыхания требуется обучение и активизация физиологической роли диафрагмальной мышцы с помощью специальных коррекционных физических упражнений.
Детям с нарушениями речи не всегда возможно сразу  дать какие-то сложные дыхательные упражнения. Прежде всего следует озадачиться развитием физиологического дыхания. А для  этого нужно предоставить ребенку возможность играть с игрушками, которые будут способствовать развитию дыхания. Это свистки, вертушки, дудочки, губные гармошки. Летом нет ничего лучше, чем сдувать пушинки одуванчиков и лепестки живых цветов. А как хороши для решения этой задачи мыльные пузыри! При этом следует помнить, что нельзя перегружать малыша дыхательными упражнениями, даже если это увлекательная игра. В виде нежелательных последствий может быть головокружение. А когда ребенок начнет логопедические занятия, то он сам определиться с системой дыхательных упражнений.