Этапы развития речи у дошкольников. Когда необходима помощь логопеда?

Логопедические проблемы ребёнка отравляют ему всю дальнейшую жизнь. Проблемы эти часто не осознаются родителями, традиционно связывающими с логопедией лишь нарушение произношения звуков. На самом деле обращать внимание стоит ещё и на словарный запас, заикание, отсутствие связанной речи. Работа логопеда с ребёнком начинается с обращения родителей. А когда стоит обращаться? Когда нужен логопед ребёнку дошкольного возраста?

Речь ребёнка в 2 года

В два года многие дети ещё не говорят, однако это не значит, что их речь не развивается. Узнать о том, правильно ли идёт этот процесс, можно по вполне очевидным вопросам.
  • Понимает ли ребёнок обозначенные на картинках простые предметы и сюжеты?
  • Понимает ли ребёнок значение пространственных предлогов (сядь на стульчик, возьми со стола)?
  • Выполняет ребёнок просьбу взрослого, состоящую из двух частей (возьми яблоко и положи его в корзинку)?
В его словаре есть как минимум 50 слов (оптимально — 200)?
В норме, ребёнок в возрасте 1,5-3 лет говорит отдельные слова и простые фразы из 2-4 слов. Слова произносит неправильно (физиологичное неустойчивое косноязычие). Могут выпадать из слова слоги и отдельные буквы, в другой раз — ребёнок произносит слово верно. Словарный запас составляют в основном существительные, реже — глаголы в повелительном наклонении и инфинитиве.
Логопед для ребёнка 2 лет не нужен. Родителям надо больше говорить с малышом, рассказывать об окружающих предметах и явлениях, читать книги, учить стихи — всё в соответствии с возрастом.

Речь ребёнка в три года

Трёхлетний ребёнок в целом говорит правильно. Неправильно произносит лишь многослоговые, незнакомые и слова и те, которые не расслышал. Умеет связывать слова в предложениях с помощью окончаний, использует все части речи, в том числе служебные: союзы и предлоги. Звукопроизношение ещё страдает — редко кто может произносить сонорные и шипящие звуки. Словарный запас пополняют слова обобщающего и оценочного характера. Любит слушать книги, чаще — одну и ту же по многу раз в день. Текст знает дословно, следит, чтобы читающий не ошибался.
Логопед для ребёнка 3 лет нужен, если малыш:
  • не выполняет простые словесные команды;
  • не играет в ситуационные игры;
  • говорит усечёнными словами (ма вместо мама, мака вместо машинка).
Речь ребёнка в четыре года

Словарный запас в норме — около двух тысяч слов, среди них появляются наречия, существенно обогащающие речь. У половины детей речь становится чистой, у других ещё отмечается смешивание свистящих и шипящих звуков, отсутствие звука «р». Ребёнок начинает придумывать свои слова, составляя их разными способами из известных. Помнит множество стихотворений, если, конечно, родители ему их читали. Может пересказать основные события сказки или прочитанной истории.
Логопед для ребёнка 4 лет нужен, если малыш:
  • не выговаривает много звуков;
  • не может сказать, о чём говорилось в прочитанной книжке;
  • имеет скудный словарный запас;
  • всегда использует сокращённые формы слов вместо полных.
Речь ребёнка пяти лет

Словарный состав увеличивается до 3000 слов. Ребёнок достаточно точно высказывается, полно излагает свои мысли, часто использует прилагательные. Говорит распространёнными предложениями. Легко подбирает рифмы к словам. У большинства детей речь становится чистой, они выговаривают все звуки.
Логопед для ребёнка 5 лет нужен, если малыш:
  • не выговаривает даже один звук;
  • гнусавит, шепелявит, заикается;
  • говорит мало, отвечает на вопросы односложно;
  • не знает ни одного стихотворения.
Речь ребёнка шести лет

Словарный запас 4-6 тысяч слов. Ребёнок легко устанавливает причинно-следственные связи, умеет обобщать и систематизировать. Может легко передать содержание прочитанного взрослым или увиденного самим в виде монолога. Правильно пользуется интонацией, речь становится не только правильной, но и выразительной.
Логопед для ребёнка 6 лет нужен, если малыш:
  • не произносит хотя бы один звук;
  • не умеет выделить первый и последний звук в слове, сколько слогов в слове, придумать слово на заданный звук;
  • не может связанно рассказать о том, что он видит на картинке;
  • говорит монотонно или односложно.
Логопед для детей дошкольного возраста становится настоящим проводником в мир хорошего усвоения школьных знаний. Именно логопед может подсказать родителям, что нужно сделать для малыша, чтобы он был полностью готов к школе. Порой достаточно небольших и совершенно необременительных мероприятий. Таких как:
  • чтение перед сном;
  • подробное описание того, что видит ребёнок перед собой;
  • заучивание стихотворений и песенок;
  • логопедические упражнения;
  • пальчиковая гимнастика.
Минут 10-15 занятий в день — и никаких проблем в школе!

Нужен логопед для ребенка? Запишитесь на консультацию в
по телефону +7 (495) 150-43-47
или через форму обратной связи в разделе «Контакты».