Возрастные особенности речи детей

Для логопедического успеха важно знать наиболее часто встречающиеся возрастные особенности произношения дошкольников. Нередко у них, особенно в младшей группе, наблюдаются фонетические недочеты, свойственные более раннему (преддошкольному) возрасту.

1) В трехлетнем возрасте ш, ж, ч, щ больше всего заменяются звуками с, з, в свою очередь часто недостаточно четкими. Щ иногда заменяется своими составными, но еще нечеткими элементами (ш, ч, ть): сапка, сяпка, зук, зюк, цай; сėпка, шėпка, чėпка, тėпка. Реже вместо этих звуков употребляются т и д (тáпка, дук, дюк, тяй), произносимые иногда лишь приближенно и неустойчиво.
2) с, з, ц заменяются т или д, а ц часто — с (та'ни, дуб, са'пля, та'пля — сани, зуб, цапля).
3) Изредка вместо шипящих и свистящих произносятся ф, в, (фа'пка, вук, фа'ни, вуб — шапка, жук, сани, зуб).
4) р, л, з отсутствуют или заменяются й (j), ль (от, а'мпа, убы; йот, йампа, йубы; лёт, ля'мпа, лю'бы — рот, лампа, зубы); р нередко заменяется л твердым (лот — рот), часто заменяется в или коротким у (ва'мпа, уа'мпа — лампа).
5) х, к, г или отсутствуют, или заменяются звуками т и д (то'сю — хочу; тот — кот; ду'си — гуси), изредка наоборот (гомик — домик, пеку'х — петух).
6) й (j) или отсутствует, или заменяется звуком ль (а'блеко, ля'блеко).
7) Иногда м заменяется н и наоборот (ня'со — мясо, мага' — нога).
8) Переднеязычные (с, з, ц; ш, ж, ч; д, т, л, н) произносятся межзубно.
9) Согласные звуки произносятся смягченно, что специфично для двух- и трехлеток (дю'би, дяй, тюль — зубы, дай, стул). Реже наблюдаются обратные явления — замена мягких твердыми (тота Луба).
10) Звонкие согласные заменяются глухими и, значительно реже, наоборот (ку'пы, том, пу'лка — губы, дом, булка; га'ська, Да'-ня, бу'съка — кашка, Таня, пушка).
11) Из гласных труднее усваиваются и и у, часто соответственно сближающиеся с е, о.
12) Один и тот же звук в разных сочетаниях и положениях в слове (в начале, в середине, в конце) то правильно произносится, то искажается, то выпадает (роза, но шай вместо шар, тлюба, каóва).

Кроме того, в этом возрасте из нескольких рядом стоящих согласных обыкновенно произносится лишь один (тёль, ципёнок — стол, цыпленок); неударные слоги часто выпадают, звуки и слоги переставляются, взаимоуподобляются, особенно в длинных или новых словах.

В четырех-, пятилетнем возрасте число неправильных звуков заметно уменьшается, так что к концу пятого года почти все дети произносят правильно даже такие трудные звуки, как шипящие, и в подавляющем большинстве овладевают труднейшим из звуков р. Скорее всего исчезают замены м звуком н и наоборот, с, з звуками ф, в; й — ль, л — р; в значительной части сокращаются замены шипящих свистящими, л — ль, р — л, й, а также недостатки звонкости. Медленнее (по Александровской) сглаживаются недочеты звуков л и с, з, ц, отсутствие к, г или замены их звуками т и д (изредка наоборот).

Чаще всего и наиболее резко в средней группе проявляются следующие недочеты звуков:
1) Звуки ш, ж (особенно часто), ч, щ обычно заменяются звуками с, з, ц в твердой или смягченной форме или выговариваются нечетко.
2) Шипящие, свистящие и д, т, л, н произносятся межзубно. 3) р и л заменяются й (j) или ль.
4) л заменяется двугубным л или в.
5) й (j) заменяется звуком ль.

Звонкие согласные смешиваются с глухими, шипящие с свистящими. Типичными для этой группы детей является неустойчивость усвоенных звуков (употребляются то правильно, то неправильно) и переупотребление вновь усвоенных звуков.

В возрасте 6—7 лет дети говорят в общем правильно, но все же у значительного числа их (в среднем, не менее, чем у 10 процентов) имеются фонетические недочеты речи (искажения, чаше замены звуков). Сюда относятся: картавый или с недостаточным рокотом (одноударный) звук р, шипящие, боковые свистящие и шипящие, отсутствующие к и г или замена их звуками т и д наблюдаются еще у шестилеток, приобретают стойкий характер и переходят в школьный возраст. Нередко произношение неряшливое, «смазанное», «сквозь зубы». Тогда, несмотря на отсутствие патологии, такие недостатки называются косноязычием.

Неправильное произношение закрепляется в результате следующих причин.
1) Неправильная речь окружающих. Встречающиеся в ней некоторые из перечисленных недочетов поддерживаются в речи детей.
2) Недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих. Они не показывают в трудных случаях, как следует артикулировать данный звук, не поправляют ребенка, не вызывают его интереса к произношению. Предоставленный своим собственным силам, он не всегда удачно и вовремя преодолевает трудности произношения.
3) Непосильная для ребенка речевая нагрузка. Взрослые часто побуждают детей заучивать слишком обширный и трудный для них речевой материал. Нередко «усердные» родители форсируют изжитие возрастных особенностей речи настойчивыми исправлениями и требованием говорить правильно. В результате переутомления физиологических механизмов речи речевые неправильности еще более закрепляются и даже приумножаются. Кроме того, у ребенка тускнеет интерес к речи, к правильности ее, так как энергия его к изучению языка напряжена до тех пор, пока он видит перед собой нужное и необходимое, и падает, когда он чувствует, что от него требуется непосильное.
4) Неблагоприятная обстановка, среди которой живет ребенок в период развития своей речи: постоянный шум, крики, суета, оглушающие ребенка, утомляющие его и мешающие ему четко воспринимать речь окружающих.
Фонетическое развитие речи ребенка протекает в системе развития языка в целом, в неразрывном взаимодействии всех его сторон — звукопроизносительной (фонетической), словарной (лексической), грамматической и интонационно-ритмической . Только при знании такого системного развития языка ребенка возможно научное понимание речевых нарушений у него, в частности фонетических, и успешное преодоление их, равно как и предупреждение всякого рода трудностей в овладении в будущем грамотой и правописанием.

Упомянутое взаимодействие, по Левиной, проявляется в том, что развитие лексико-грамматической стороны языка стимулирует необходимое для нее совершенствование (дифференциацию, анализ и синтез) звуковых элементов слова. Прогресс в этой области создает условия лексико-грамматического успеха.
Так, после периода фонетически нерасчлененных первых односложных слов-предложений («фф» — спички, «у—у» — ехать), диффузных по значению и грамматически бесформенных, примерно в возрасте 1—3 лет появляются более совершенные во всех отношениях слова. Ребенок уже начинает четко произносить ударный слог услышанного слова (ка — каша, бем — чемодан). С этого времени он овладевает двусложными словами (адя — радио, буду и т.п.). Со стечением согласных справляется несколько позже — в 2 года произносит хвостик, гваски — глазки. Тогда же он начинает постоянно различать морфологические элементы слова. Собираясь идти к «бабе», говорит «бабу», хотя до этого всегда произносил только баба.

Фонетическое развитие
отстает от лексико-грамматического и тем самым, с одной стороны, тормозит его, с другой — стимулируется к самоусовершенствованию потребностями со стороны более активно развивающихся свойств слова.

Фонетической базой для перехода от лепетной речи к более точным словам является овладение ребенком двусложными словами. Одновременно им делаются попытки вычленения морфологических признаков слова, что создает «новые побуждения к вычленению значимых звуковых элементов слова и к овладению его звуковым составом» (Левина). Уже внятно произносятся трехсложные слова (масúна, áгыда).

Отставание фонетического развития от лексико-грамматического продолжается и вызывает смешение значений таких слов, как пакет и букет, при наличии различения соответствующих предметов. По этой же причине ребенок нередко одним словом обозначает разные предметы: пояс — пояс и поезд. Такое положение усиливает стимуляцию дальнейшего уточнения звуковых восприятий (вместо сáсиси употребляется сáсины, т.е. Сашины). Возникновение новых грамматических форм (флексий) ведет к обогащению словаря и структуры предложения («Сасин хлеб»). В последующем охарактеризованное системное развитие речи постепенно достигает к пяти годам нормы родного языка.

Как уже отмечено выше, ребенок сознательно усваивает язык, овладевая все более точными обобщениями. Примером их служит детское «словотворчество» по морфологической аналогии (восемтую, потому что пятую, шестую).
Общий вывод из принципа системного развития речи: в логопедическом процессе обучения ребенка правильной речи следует уделять внимание развитию всех сторон ее.

Хватцев М. Е.