Левша. Переучивать или нет?

Чаще всего дилемма переучивать или нет возникает в начале школьного обучения. Ведь в реальной жизни у левшей в праворуком мире возникает много проблем. Бытовая техника, приборы, станки, пульты управления рассчитаны в основном на праворуких людей, а значит возможны ограничения в выборе профессии. Пусть они не широки, но все же. Оправдывая переучивание, многие родители объясняют это желанием помочь ребенку «спокойно жить потом», в праворуком мире. Родители говорят: «Вдруг это как-то помешает ему в жизни», «В школе все дети пишут правой рукой. Зачем же ему выделяться?», «Мне кажется это какое-то упрямство, можно научиться и правой работать». Результаты опросов показывают, что около 42% родителей леворуких детей хотят переучить своего ребенка и, переучивая, считают, что в этом нет ничего особенного.

Однако, надо четко осознавать чем может заплатить леворукий ребенок за переучивание и удобства жить в праворуком мире.
Накоплено огромное количество наблюдений, что у переученных левшей на всю жизнь остается более тонкая координация левой руки. Очень часто переученные левши только пишут правой рукой (причем почерк их, как правило, далек от совершенства), а все остальные бытовые и профессиональные действия выполняют все же левой рукой. Кроме того, навязывание ребенку несвойственного ему варианта двигательной деятельности чрезмерно напрягает его, приводит к неустойчивости внимания (то, что учитель отмечает как неусидчивость и невнимательность), высокой истощаемости, резкому снижению работоспособности (при выполнении письменных работ первые предложения написаны аккуратно, четко, без ошибок, но вдруг все резко меняется, и учитель жалуется на то, что «ребенок не старается»). Ребенку трудно включиться в новую работу, переключиться на другой вид деятельности. Переучивание может даже становиться психогенным фактором риска возникновения неврозов. Ведь переучивая ребенка, навязывая не свойственный его биологической природе тип деятельности, мы нарушаем баланс взаимодействия полушарий головного мозга, вторгаемся в чрезвычайно сложные и несформированные еще механизмы координации и управления движениями, нарушаем естественный ход совершенствования этих механизмов в процессе возрастного развития и обучения. То есть мы намеренно создаем условия для трудностей, неудач, неумелости, неловкости. В итоге, совершая многие действия неловко и неумело, ребенок ощущает неуверенность в своих силах, тревожность, нерешительность, боязнь повторить неудачу, обиду и унижение. Стараясь избежать столь тяжелых переживаний, ребенок часто просто отказывается рисовать или писать. Однако, отказ от рисования и письма возможен только до школы. В школе конфликт между возможностями ребенка и требованиями к нему становится неизбежным. Ребенок боится, но вынужден подавлять свой страх, он не уверен в своих силах, но должен работать, бесконечно подавляя свои эмоции. Все это приводит к повышенной возбудимости ребенка, неадекватности его реакций, нарушениям сна, невротическим изменениям личности.

Например, родители леворукого Алеши С. рассказывали, что в их семье леворукость передается по наследству по мужской линии. И деда, и отца переучивали, но почерк у них до сих пор ужасный. Алешу начали переучивать буквально с рождения. Переучивание привело к тому, что он вообще перестал брать в руки карандаш и старался все делать двумя руками, чтобы взрослые «не придирались». Родители настояли, чтобы Алеша учился писать правой рукой, и безуспешно бились с «плохим почерком» два года. Но если бы только почерк... Алеша стал раздражительным, плаксивым, упрямым. Готовый замкнуться по любому поводу или устроить истерику просто так, он делал все, что угодно, лишь бы не садиться за уроки. Причем, устные он готовил «в пять минут», а то, что нужно было писать, «становилось мукой». Когда не получалось, Алеша злился и все перечеркивал. Его заставляли переписывать, он занимался этим по 3—4 часа в день. Алеша стал плохо засыпать, у него стала дрожать правая рука, он стал придерживать ее левой рукой. В итоге Алеше потребовалась серьезная помощь невропатолога.

Такие примеры убедительно показывают, что насильственное переучивание леворуких детей в дошкольном возрасте, и особенно в процессе обучения в школе, может быть причиной не только школьных трудностей, но и нарушений психического здоровья ребенка. Считается, что при переучивании леворукого ребенка угнетаются функции правого полушария, и это может привести к нарушению не только речевых функций, но и зрительно-пространственных способностей. При этом страдают зрительно-двигательные координации, умение анализировать пространственные соотношения объектов, ослабляется внимание, резко замедляется темп интеллектуальной деятельности. Переучивание нарушает баланс взаимодействия правого и левого полушарий и приводит к неустойчивости психической деятельности и обучения.

Кроме того, существуют наблюдения, что навязанное двигательное обучение может в какой-то мере приводить и к замедлению роста ребенка. Переученные дети продолжительное время могут оставаться самыми маленькими в классе. Некоторые исследователи считают, что факт угнетения роста — результат тормозящего влияния на формирование морфологических структур при навязанном двигательном обучении через неведущую в моторном отношении сторону.

Родителям леворукого ребенка важно помнить:
• леворукость сама по себе — не патология, а один из возможных вариантов нормы;
• леворукий ребенок очень раним И требует бережного, внимательного и доброго отношения;
• у леворукого ребенка есть особенности развития, которые необходимо учитывать в процессе обучения и развития.

Итак, что же делать родителям, как помочь леворукому ребенку справиться с возникающими у него проблемами?
Первое условие — леворукий ребенок никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не должен чувствовать ваше негативное отношение к леворукости. Причем речь идет не только о прямых упреках и порицаниях. Вполне достаточно вашего тяжелого вздоха, вашего упоминания о его неловкости. Ребенок может не показать вида, даже не до конца осознать это, однако, он еще раз вспомнит, что у него «что-то не так».

Второе условие — не драматизируйте ситуацию школьных неудач. Ребенок должен быть уверен, что нет ничего непоправимого, что все трудности преходящи, и с вашей помощью он с ними справится. Однако постарайтесь понять их истинные причины, чтобы помочь ребенку. Если не дается письмо, если буквы корявы и штрих неуверенный — нужны занятия по развитию моторики и зрительно-моторных координаций. Хороши при этом лепка, рисование, вышивание, вязание и другие действия, развивающие координацию движений пальцев, кисти. Если ребенок пишет зеркально, путает похожие по написанию буквы и цифры, правую и левую стороны, займитесь тренировкой зрительно-пространственного восприятия. Если речь ребенка бедна и невыразительна, предложения односложны, если ему трудно описать даже простую ситуацию, не откладывая, займитесь этой работой. Проконсультируйтесь с учителем, обратитесь к логопеду и получите необходимые консультации. Типичные трудности поведения леворукого ребенка — чрезмерное двигательное беспокойство, неусидчивость, невнимательность, повышенная возбудимость, раздражительность или, наоборот, вялость, отказ от работы — нельзя снять окриком или наказанием. Родителям надо не усугублять это состояние, успокоить ребенка, дать ему расслабиться, снять напряжение.

Третье условие — рациональный режим дня. Ведь леворукий ребенок, как правило, возбудим, быстро утомляется. Если вы отмечаете проявления такого утомления или даже невротических расстройств, освободите ребенка от «продленки», дайте возможность днем час-полтора поспать или просто полежать. Не забывайте, что 3—3,5 часа необходимо оставить для прогулок, игр на воздухе, а продолжительность сна должна быть не меньше 11 часов (для детей 6—7 лет).

Четвертое условие — приготовление уроков не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Лучше, если с первого дня ребенок будет садиться за уроки сам и научится просить вас о помощи, если он в ней нуждается. Жалобы родителей на то, что «он сам не может», как правило, уже результат. Ребенок очень быстро привыкает к тому, что не он, а вы отвечаете за качество подготовки к урокам и легко перекладывает это на вас. Готовить уроки в один присест не стоит, гораздо эффективнее такой режим: через каждые 15—20 минут работы 10—15-минутный отдых, который ребенок может использовать по своему усмотрению. У ребенка должно быть право самому выбирать, что он будет делать вначале, а что в конце. Ребенок должен иметь право на ошибку и при этом быть уверен, что ошибки не караются, а исправляются.

Мы рассказали вам об одном из множества признаков, составляющих неповторимую индивидуальность вашего ребенка — о левшестве. Многие считают, что им можно пренебречь, подровняв под большинство, переучив малыша. Надеемся, нам удалось убедить вас в том, что делать этого не стоит.

Шевцова Е. Е., Воробьева Е. В.