К вопросу о функциональных нарушениях речи (парафазии и тахилалии)

нарушения речиСтатья Ю. А. Флоренской опубликована в ж. «Nevrologie und Zeitschribt fu#r die gesamte Neurologie und Rsychiatrie». Berlin 1933, B. 1 und 2.

В данной работе мы предлагаем рассмотреть из большой группы логоневрозов особую их форму, обозначаемую как тахилалия. Эта форма, как видно из самого ее названия, характеризуется нарушениями темпа речи, а, точнее, сильным ее ускорением.

Т а х и л а л и я (tachylalia; тахи- + греч. lalia речь, болтовня; син.: тахифемия, тахифразия) – нарушение речи в форме выраженного многословия или резко ускоренного темпа речи.

При анализе различных форм логоневроза до последнего времени основное внимание уделялось чисто внешним проявлениям нарушения. Вопросы связи различных симптомов невроза между собой и с логическим содержанием речи, а также со всеми психофизиологическими аспектами личности больного только сейчас оказываются на повестке дня. Это же касается и вопросов о развитии симптоматики болезни. Изучение логоневрозов началось с описания нарушений в построении звуковых рядов больными и связи этого нарушения с интеллектуальным и эмоциональным состоянием пациента. В этом ключе были описаны нарушения ритма и мелодики речи. При этом делались попытки связать быстрый или медленный темп речи со спецификой темперамента и особенностями личности в целом.

При структурном рассмотрении логоневротических симптомов можно обнаружить определенное количество взаимосвязанных особенностей речи больных, своеобразных базовых симптомов логоневроза. Их перечень охватывает главным образом артикуляционные нарушения, нарушения темпа речи, разнообразные формы судорожного поведения речевого аппарата. Последнюю группу нарушений следует отметить особо: нарушения моторики речевого аппарата вызывают у больного все вышеперечисленные нарушения. Нередко такое явление наблюдается при заикании. В этом случае важно различать первичную и вторичную природу того или иного нарушения.

Первоначально нарушения артикуляции изучались лишь на поздних стадиях заикания и описывались как симптомы ассоциативной афазии. В клинической картине дислалии, однако, нередко не отмечается заикания. Психологическое состояние таких больных характеризуется наличием боязливости, беспокойства, неуверенности в себе, замкнутости и т. п. В их речи наблюдаются тенденции к пропуску отдельных звуков, слов или даже частей предложений. Больные предпочитают заменять труднопроизносимые слова на более легкие, что, однако, приводит нередко к серьезным нарушениям речевой и мыслительной деятельности, снижению четкости суждений, расплывчатому характеру мышления.

Д и с л а л и я (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, нарушение; и lalia – произношение, речь); неправильное произношение звуков речи, которое обусловлено аномалиями языка, челюстей, зубов, нёба, нарушениями функций центральной нервной системы, тугоухостью, а также подражанием ребенка неправильному произношению кого-либо из окружающих.

Заикание объясняется различными авторами через спастические судороги речевого аппарата. При этом артикуляционные и ритмические нарушения, перестановки слогов и слов понимаются как комплекс вторичных симптомов. Речь больного с развитием невроза становится все более замедленной, происходит замена длинных слов более короткими, заметно ухудшается артикуляция. Постепенно громкость речи больного снижается, речь его все больше загрязняется вводными словами и нечленораздельным набором звуков. Эта картина характерна для поздней стадии данного логоневроза.

Нарушения темпа речи как вторичные симптомы входят в клиническую картину практически всех парафазий. Вторичные нарушения темпа речи – стабильный симптом большинства клинических случаев логоневроза. Как правило, это сопровождается скомканной речью с нарушенной структурой предложений, исключением из фонетического состава речи целых категорий труднопроизносимых звуков. Речь больных при этом прерывиста, наблюдается выпадение частей слова, слов или даже некоторых частей предложения. Скорость говорения заметно возрастает, что делает речь пациентов путаной и малопонятной. Сами больные, как правило, объясняют эти явления тем, что они пытаются максимально использовать период времени, свободный от спастических судорог, вмещая в него максимальное количество предназначенной для озвучивания информации.

Выделение отдельных форм нарушений речи из общей группы логопатий произошло сравнительно недавно. Так, дислалия была выделена как специфическая форма логоневроза лишь в 80-е гг. XIX в. (до этого комплекс явлений дислалии относили к феномену заикания). Однако дислалия, как и многие другие логоневрозы, устраняется методами своеобразных дидактических и гимнастических упражнений, так называемой речевой ортопедии. Тахилалия же демонстрирует нам пациентов с повышенным уровнем тревожности, что отражается на их беспокойной, взволнованной речи. Больные в разговоре постоянно «проглатывают» части слов и целые слова, а нередко и окончания предложений.

Своеобразная клиническая картина подобных нарушений объясняется через специфическое происхождение речевой атаксии. Нервическая поспешность больных сказывается на характере их мыслительного процесса, быстрота и некоторая сумбурность которого не согласуется с моторной активностью речевого аппарата, следствием чего становится нарушение синтаксической структуры предложений. В состоянии рассеянности у больных нередко можно отметить некоторую неравномерность течения речи.

В состоянии увлеченности разговором или при сильном волнении любой здоровый человек нередко демонстрирует в речи целый комплекс симптомов логоневроза. «Чистые» случаи парафазии, однако, редко можно наблюдать в повседневной жизни. Речь страдающего парафазией отличается быстротой и неразборчивостью. При дальнейшем ее анализе внимательный наблюдатель может отметить нарушения в произношении отдельных звуков, выпадение звуков, искажение и выпадение слогов и даже потерю в процессе говорения целых слов и частей предложения. Речь имеет тенденцию к укорачиванию: так, рассказ из 10 предложений редко воспроизводится больными парафазией более чем в 4–5 предложениях. Предложения при этом заметно укорачиваются, а детали рассказа в изложении пациентов, как правило, утрачиваются или существенно искажаются.

Как правило, у страдающих парафазией наблюдаются стабильные расстройства дикции и нарушения дыхания. Специфической особенностью речи больного парафазией является также повторение слов и предложений. Больной испытывает значительные трудности при подборе нужных для выражения его мыслей слов и предложений.

Внимательное наблюдение за страдающим парафазией демонстрирует потерю больными способности самостоятельно контролировать скорость физических процессов звукопроизнесения. Таким образом, существенная часть проблемы коррекции парафазии сводится к восстановлению нарушенной функции внимания. Ранее мы отмечали, что в случаях нарушения непроизвольного контроля со стороны внимания даже человек, не страдающий логоневрозом, выказывает характерные для афазии и тахилалии нарушения речевых функций. Это явление лишь в очередной раз доказывает важность концентрации внимания для построения синтаксически грамотных предложений.

А ф а з и я (греч. aphasia, от a – отрицательная частица и phases – высказывание) – расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли вследствие поражения определенных зон коры головного мозга. Существуют также п а р а ф а з и и – слово заменяется сходным по звучанию, но чуждым по смыслу. В тяжелых случаях речь становится совершенно непонятной. Эта форма часто сочетается с нарушением чтения (алексия).

Таким образом, пациент со стабильными симптомами логоневроза закономерно страдает нарушениями функции внимания. Его внимание зачастую рассеяно, пациент не способен к контролю за собственной речью. Погруженный в ход своих мыслей, он даже при попытке произвольного контроля над звукопроизнесением выказывает неспособность к концентрации внимания.
Проводимые работы по коррекции с такими больными давали достаточно характерные результаты. При медленной речи описанные выше симптомы, как правило,

сглаживаются и практически незаметны. В присутствии постороннего человека такие больные обычно говорят существенно лучше. Работа по формированию произвольного внимания у пациентов также дает положительные результаты. Больные приобретают способность к снижению темпа речи, исчезает навязчивое повторение слов и предложений, снижается фиксация. Речь пациентов становится более разборчивой.

Однако выработанная функция внимания является крайне нестабильной и легко разрушается под влиянием даже незначительных изменений внешних условий. В состоянии волнения больной вновь теряет ранее выработанную способность произвольного контроля над своей речью. Важно, что заготовленное заранее и подробно отрепетированное публичное выступление не вызывает сильного усиления симптомов заикания. В комфортной обстановке, располагающей к непринужденному общению, страдающий тахилалией или парафазией больной теряет способность к концентрации внимания на структурировании собственной речи. Это переключение внимания закономерно приводит к резкому росту темпа речи и ее спутанности. При медленной и контролируемой речи данные симптомы, как правило, сглаживаются и практически незаметны. В присутствии постороннего человека такие больные обычно говорят существенно лучше.

Вопрос о значении нарушения темпа речи с большой остротой стоит в клиниках по работе с логоневрозами. Все больше врачей и лингвистов говорят о важности темпов развития и протекания процессов мышления и говорения и их соответствия для построения грамматически и синтаксически верных предложений. Нарушения при афазии оказывают огромное влияние на серьезные нарушения темпа речи и ведут в клинических случаях к существенным проблемам с выражением мыслей и грамотным построением фраз. В серьезных случаях парафазии и афазии при длительных клинических течениях болезни у пациентов с особенно серьезными расстройствами речи могут наблюдаться также нарушения процессов внимания, мышления и т. п.

Именно поэтому серьезное освещение основных аспектов клинической картины логоневроза, особенно таких, как различные виды парафазии, афазии и тахилалии, выделение первичных и вторичных симптомов неврозов позволяет значительным образом облегчить диагностику данных заболеваний и максимально быстро и эффективно производить соответствующую коррекцию, предотвращая дальнейшие возможные нарушения в деятельности высших психических функций.