Необходимость преодоления несовершенств детской речи
Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка.
Только через родной язык дитя входит в жизнь окружающих его людей.
Хорошее знание русского языка ребенку необходимо для изучения других
предметов, для овладения программой детского сада, а в последующем —
школы.
И.П. Павлов дал естественнонаучную основу учению о языке. Язык, по его
словам, не только заменяет непосредственное действие на мозг всех
внутренних и внешних раздражителей, но и абстрагирует, обобщает их,
является, таким образом, орудием наиболее высокого уровня мышления.
Речь является чрезвычайно тонкой, сложной и точной формой отражения в
человеческом мозгу объективной реальности и представляет собой, по
выражению И.П. Павлова, «высший регулятор человеческого поведения».
Следовательно, родной язык является средством общения, выражения и
формирования мыслей и, таким образом, служит «активным могучим средством
всестороннего развития личности ребенка» (А.И. Сорокина).
Все это предъявляет большие требования к качеству нашей речи. Вот почему
в основную задачу детского сада (всестороннее развитие детей
дошкольного возраста) обязательно включается развитие полноценной речи у
ребенка. Непременным же условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение всевозможных недочетов ее (картавости, шепелявости, заикания
и т.п.). Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему
высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать
действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут
формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т.е. его
поведение, а следовательно, и его личность в целом.
Возрастные несовершенства речи в раннем детстве (от 1,5 до 2,5 лет) в
общем соответствуют психическому и физическому развитию и интимным
отношениям ребенка с матерью и с другими членами семьи. Но в дальнейшем
из-за несовершенства речи постепенно возникают и возрастают определенные
неудобства и трудности контакта с окружающими. Уже с 4—5 лет более
развитые дети начинают сами замечать недостатки своей речи и нередко
болезненно переживают их. Они стесняются говорить, избегают слов со
звуками, которые произносят неправильно, становятся раздражительными и
неохотно идут в детский сад, а впоследствии и в школу. У них возникает
чувство своей неполноценности, боязнь «поправок» и насмешек со стороны
детей. В этом большая вина воспитателя. Тягостные чувства особенно резко
проявляются при тяжелых изъянах речи и не всегда изживаются в детском
возрасте. Они преследуют ребенка в школе и после нее, мешая ему учиться,
а в зрелом возрасте избирать привлекающую его профессию. Поясним
сказанное примерами.
Воспитательница Л.М. Чудинова отмечает, что «дети с недостатками произношения» значительно медленнее усваивают программный материал, особенно по разделу «Родной язык». Перейдя в школу, ребенок, плохо выговаривающий звуки, часто с трудом овладевает грамотой — плохо читает, пишет сапка вместо шапка, купы вместо губы и т.п. Воспитатели и товарищи не всегда его понимают, переспрашивают, часто недооценивают его знания. Из-за взаимного непонимания у детей возникают ссоры. Случается, что таких детей ошибочно относят к неспособным и даже к умственно отсталым.
Шестилетний Витя Н., уже достаточно бегло читавший по букварю, при чтении и в разговоре из-за картавости сознательно пропускал все слова с буквой р.
По словам логопеда В.Д. Преображенской, шестилетняя Лида из-за плохой речи всегда играла одна, вставала неохотно в пары и при первой возможности отходила в сторону. Как и в детском саду, поступив в школу, она почти все время молчала, и ее считали умственно отсталой.
Насколько детей удручают изъяны речи, видно из рассказанного нам гражданкой Н. случая. До 5 лет она еще картавила, что очень мучило ее. Услышав, что для избавления от порока надо подрезать «пленочку» (уздечку) под языком, она ножом перерезала ее и... оказалась в больнице. После заживления раны добилась правильного произношения р.
Шестнадцатилетний заикающийся школьник К. пишет о себе, что он стеснялся на уроках задавать учителю вопросы, получал сниженные оценки за ответы из-за неумения ясно рассказать выученное и, наконец, не смог осуществить свою мечту — поступить в аэроклуб (заикающихся не принимают).
Учащаяся одного техникума жалуется на то, что картавость мешает ей полноценно жить: «Все мои стремления работать, создавать, организовать... пропадают из-за одной несчастной буквы!» Другая же картавая школьница пишет: «Если вы не исправите моей речи, рушится моя заветная мечта, я не смогу быть артисткой. Стоит ли мне жить? Солнце для меня не светит, птицы не поют. Помогите мне, умоляю Вас!»
Конечно, не все так болезненно относятся к своему дефекту. Громадное большинство людей из-за «одной несчастной буквы» не выбиваются из колеи жизни, но все же недостатки речи в какой-то мере, несомненно, тяготят каждого. Детский сад не может не заботиться и о будущей судьбе своего воспитанника. Раньше для предупреждения и устранения недостатков речи ограничивались лишь требованием правильной речи окружающих, в том числе и воспитателей. Только в наше время вопрос о систематической специальной работе над обучением детей правильной речи стал занимать в детских садах все большее и большее место.Руководствуясь диалектико-материалистической философией и учением И.П. Павлова о выработке условных рефлексов путем воспитания и обучения, советская психология и педагогика доказали, что язык развивается в результате обучения — дитя обучается на примерах взрослых, подражая их языку, выполняя их указания.
Из сказанного становится очевидным, что обучение дошкольников, в меру их возможности, чистому произношению, правильному строю речи и устранение иногда встречающейся у них речевой патологии должно составлять одну из важных задач детского сада. На обязательность такой работы указывает Министерство просвещения РСФСР, требующее «обратить особое внимание на чистоту произношения, добиться, чтобы дети старшей группы при переходе в школу владели правильной и связной речью». На это же более развернуто указывается и в «Руководстве для воспитателя детского сада» (Учпедгиз, М., 1954).
В организованной активной помощи ребенку заключается принципиальное отличие советской логопедии. Некоторые зарубежные ученые (Ф. Соссюр, В. Штерн и другие), полагали, что язык развивается независимо от влияния окружающих и деятельности ребенка, сам по себе, всегда по одним и тем же законам «саморазвития», под воздействием каких-то внутренних сил, унаследованных или врожденных «идей», например идеи именования предметов и явлений (дитя «догадывается», что каждый предмет имеет свое название). При этом, как писали многие из них, каждой возрастной стадии строго обязателен специфический характер языка. По утверждению этих ученых, ребенок сам творит свой язык и в процессе овладения им не нуждается в помощи взрослых.
Порочность этой теории подтверждается такими фактами.
1) Ребенок овладевает звуками речи не сразу, а постепенно, с трудом, при активной помощи взрослых.
2) Изолированный от речи окружающих, он становится немым.
3) Малыш, выучивший с ранних лет родной язык, успешно усваивает и другой язык.
Практика и исследования М.А. Александровской и других установили, что не только устойчивые недочеты произношения более трудных по артикуляции звуков, но нередко и сравнительно нестойкие недостатки более легких звуков без логопедической работы не исчезают. Даже в случае правильного подражания воспитателю необходимо такое произношение автоматизировать в самостоятельной речи.
Своевременное предупреждение и устранение недостатков речи ребенка является актуальной задачей всех наших детских садов. Сотни передовых воспитателей овладели нужными методами и достигли прекрасных результатов.
Хватцев М. Е.
Нужен логопед на Свиблово? Запишитесь на консультацию в
по телефону +7 (495) 150-43-47
или через форму обратной связи в разделе «Контакты».