Общее недоразвитие речи
Общее недоразвитие речи
(ОНР) — системное нарушение речевой сферы (звуковой стороны речи,
фонематических процессов (см. далее), лексики, грамматического строя
речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. У
детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются
нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстает от
нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не
развита!
Выделяют три уровня общего недоразвития речи у детей.
1-й
уровень ОНР характеризуется либо полным отсутствием речи, либо наличием
лишь ее элементов (так называемые «безречевые дети»).
Активный словарь таких детей состоит из небольшого числа звукоподражаний
и звуковых комплексов (лепетных слов), которые часто сопровождаются
жестами: «туту» — поезд, «ляля» — кукла.
Значительная ограниченность активного словаря проявляется в том, что
одним и тем же лепетным словом ребенок обозначает несколько понятий:
«биби» — машина, самолет, пароход, грузовик.
Вместо названий действий дети часто употребляют названия предметов и наоборот: «туй» (стул) — сидеть; «пать» (спать) — кровать.
Фразовая речь отсутствует. Дети используют однословные слова-предложения: «Дай» означает «Дай куклу» или что-либо другое.
Звукопроизношение характеризуется смазанностью, невозможностью произнесения многих звуков.
Слоговая структура сильно нарушена. В речи детей преобладают 1-2-сложные
слова. Сложная слоговая структура сокращается: «аба» — собака, «алет» —
самолет.
2-й уровень ОНР.
Дети используют более развернутые речевые средства. Однако недоразвитие
речи выражено еще очень резко. В литературе этот уровень
характеризуется как «начатки общеупотребительной речи».
В речи детей появляется довольно большое количество слов
(существительных, глаголов, прилагательных, появляются некоторые
числительные и наречия, предлоги). Но используемые слова достаточно
искажены («лябака» — яблоко, «обуйчик» — огурчик).
Отличительной чертой является присутствие в речи детей двух, трехсловной
фразы («Кадас ледит аепка» — Карандаш лежит в коробке). Однако связи
между словами предложения еще грамматически не оформлены, что
проявляется в большом количестве аграмматизмов.
Предлоги чаще всего опускаются, но иногда появляются простые и лепетные варианты («Ника ези а той» — Книга лежит на столе).
В речи детей нарушается согласование глагола и существительного («мачик
сидят» — мальчик сидит, «иса безал» — лиса бежала), прилагательного с
существительным («касный зезда» — красная звезда). Формы
существительных, прилагательных и глаголов среднего рода отсутствуют или
искажаются.
Словообразование на этой ступени речевого недоразвития отсутствует.
Звукопроизношение грубо нарушено. Может страдать произношение и различение до 16-20 звуков.
Слоговая структура слов в речи детей также нарушена. Трудности
встречаются в словах, состоящих из двух-трех и более слогов. Дети
нарушают их последовательность, переставляют, опускают, добавляют слоги
(«вимедь» — медведь, «лисипед» — велосипед).
Рассказ по картине или по серии сюжетных картинок, который характеризует
состояние связной речи, строится примитивно. Чаще всего сводится к
перечислению увиденных событий и предметов.
3-й уровень ОНР
характеризуется развернутой разговорной фразой, отсутствуют грубые
отклонения в развитии различных сторон речи. Имеющиеся нарушения в речи
детей касаются в основном сложных (по значению и оформлению) речевых
единиц. Порой только с помощью специальных тестов можно определить
отклонения в речевом развитии ребенка.
Такие дети пользуются в основном простыми предложениями, а также
некоторыми видами сложных. При этом структура их может нарушаться:
отсутствие главных или второстепенных членов предложения («Папа забивает
картину» — Папа прибивает гвоздь для картины.)
Для этого уровня ОНР характерно значительно меньшее количество ошибок,
связанных с изменением слов по родам, числам, падежам, лицам и т. д. Но
они все же есть: неправильно употребляются формы множественного числа
существительных («ведры» — ведра, «ухи» — уши), смешиваются падежные
окончания существительных мужского и женского рода («лежит тапка»),
неправильно согласуются существительные с прилагательным («красная
солнце»), числительные с существительными («пять елки») и др.
По-прежнему недостаточно понимание и употребление сложных предлогов,
которые упрощаются: например, предлог из-за употребляется как из («из
стола» вместо «из-за стола»).
Словарный запас на первый взгляд кажется достаточным, но при
обследовании может выяснится незнание таких частей тела, как локоть,
веки, переносица; лексических значений слов «озеро», «ручей»,
«бретельки».
Нередки ошибки в словообразовании. Ребенок неправильно образует
уменьшительно-ласкательные формы существительных («стулик» — стульчик),
относительные прилагательные («кожевый» — кожаный, «деевевая» —
деревянная), притяжательные прилагательные («медведин хвост» — медвежий
хвост), глаголы с приставками («зашивает пуговицу» — пришивает
пуговицу).
Звуковая сторона речи детей существенно лучше по сравнению с предыдущими
уровнями ОН Р. Остаются лишь нарушения произношения некоторых сложных
звуков (например, р и л). Слоговая структура слова воспроизводится
правильно, кроме слов сложного слогового состава: «аквариа» — аквариум,
«милицанер» — милиционер.
При пересказе (связная речь) дети могут переставлять местами части
рассказа, пропускать важные элементы сюжета, обеднять содержание.
Страдают звуковой анализ и синтез. Ребенок с трудом выделяет первый и
последний звук в слове, подбирает картинки на заданный звук. Это
впоследствии будет служить препятствием для овладения грамотой.
Нужен детский логопед? Запишитесь на консультацию в
по телефону +7 (495) 150-43-47
или через форму обратной связи в разделе «Контакты».