Причины центральных нарушений речи

Причиной патологического изменения мозговой деятельности (нарушения силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов) могут быть воздействия: физические (перегрев, переохлаждение мозга), механические (удар, сотрясение головы), химические (интоксикация мозга), биологические (бактерии, вызывающие тяжелые болезни и нарушения деятельности эндокринных желез).
У детей чаще всего наблюдаются две последние категории причин: яды (токсины) и всякого рода нарушения обмена веществ, ослабляющие высшую нервную деятельность, часто возникающие в результате тяжелых форм дистрофии, коклюша или рахита. Нередко, например, глисты и коклюш вызывают заикание, а рахит — задержку в развитии речи или косноязычие. Глисты вредно действуют на высшую нервную деятельность путем выделения токсинов, механическими же раздражениями кишечника они повышают возбудимость нервной системы. Коклюш нарушает дыхательную и голосовую функции (судорожные спазмы) и создает невротическое состояние (чувство страха перед припадком). То и другое нередко приводит к расстройствам речи. Рахит, являясь одним из видов нарушения обмена веществ, в тяжелых случаях вызывает резкие деформации костей органов артикуляции, а также и черепной коробки, в связи с чем деформируется и самый мозг, нарушаются условия его питания. В результате этого — косноязычие, запоздалое развитие речи и психики в целом.
Особенно вредно отражается на развитии речи у маленького ребенка, как это установлено проф. Н.И. Красногорским, расстройство пищеварения и питания, так как при этом резко падает образование условных рефлексов. Даже относительно легкие нарушения питания задерживают нормальное развитие речи. Более резко такое влияние сказывается в первые три года жизни ребенка. Как показал тяжелый опыт Великой Отечественной войны, в этих случаях, кроме задержки в развитии речи, новые речевые рефлексы (звуки, слова, фразы) образуются медленно, отличаются неустойчивостью, часто они надолго пропадают, а затем медленно восстанавливаются; звуки и слова плохо дифференцируются и поэтому долго смешиваются, речь становится невнятной, нечленораздельной.
К ненормальным раздражителям относятся: чрезмерно для данного ребенка тонкие дифференцировки звуков (с и з, с и ш и т.п.) при излишне длительном упражнении в них, одновременное действие возбуждения и торможения («сшибка» их), неумелое изменение усвоенного ребенком динамического стереотипа (например, при переделке звуков с — ш — педагогическая запущенность).
Психогенные факторы проявляются в ряде тяжелых, острых или затяжных переживаний ребенка по терминологии И.П. Павлова, «несчастных событий в жизни», «жизненных потрясений». Сюда относятся: испуг, аффекты, страх, боязнь обнаружения какой-либо детской провинности и т.п. Эти патологические явления развиваются на основе физиологических механизмов «срыва» и «перенапряжения», приводящих к разнообразным неврозам речи (заикание, истерическая немота, афония).
В результате вредных воздействий на мозг речевые рефлексы вообще не создаются или разрушаются, или образуются неправильно. Вследствие структурно-функциональной связанности в коре мозга анализ и синтез речи могут временно нарушаться независимо от места поражения. Это объясняется тем, что «всякое торможение коры полушарий в одном месте должно давать себя знать, отражаясь на всем приборе или, по крайней мере, на многих отдельных его пунктах или частях» (И.П. Павлов). То же можно сказать и о возбуждении.
При этом нарушение одних структур коры совсем или почти не расстраивает речи, нарушение же других структур вызывает крупные дефекты ее.
При поражении ядра анализатора не только выпадают непосредственно связанные с ним речевые рефлексы, но иногда вследствие иррадиации торможения речевая деятельность полностью прекращается. Через недели или месяцы начинается восстановление речевых рефлексов, вначале — мало дифференцированных. Но их раздражители легко, после нескольких повторений, переходят в тормозные: речевой рефлекс скоро слабеет и исчезает.
Такая несовершенная компенсация — это уже результат работы периферии анализатора, т.е. рассеянных по значительной части коры, так сказать, «запасных клеток», неспособных к высшему анализу и синтезу и никогда не достигающих «той функциональной силы, какой обладают элементы специальных областей» (И.П. Павлов). Подобные явления мы наблюдаем при афазиях и, по-видимому, при алалиях .
При разнообразных неблагоприятных влияниях на мозг явления охранительного торможения раньше всего возникают и дольше удерживаются во второй сигнальной системе. Это торможение нарушает взаимодействие второй и первой сигнальных систем и распространяется на последнюю. Следовательно, при любом вредном воздействии на мозг чаще и сильнее всего страдает речь. Хотя и не всякое расстройство речи вызывается непосредственным нарушением мозга, но всегда в конечном счете решающим для речи будет функциональное состояние его. При этом даже дезорганизованный мозг наряду с неправильной деятельностью стремится посильно компенсировать дефект, урегулировать нарушенную речь.
Хватцев М. Е.
Нужна консультация невролога? Запишитесь на консультацию в
по телефону +7 (495) 150-43-47
или через форму обратной связи в разделе «Контакты».