Методика устранения гнусавости
При открытой гнусавости самое главное — научить гнусавого выдыхать через
рот. Для этого предлагается надувать щеки, мыльные пузыри, задувать
огонь свечи, сдувать со стола разные вещицы. Для развития гибкости
мягкого нёба полезно играть в позевывание («спать хочется»), приучать
глотать молоко, чай, кисельки возможно меньшими порциями («капельками»),
также глотать слюнки («хочется кушать»).
Второй важный момент — приучение такого ребенка к речи медленной,
громкой, отрывистой, подчеркнуто четкой, с широким раскрыванием рта. На
первых порах полезно, чтобы ребенок каждый слог сильно отбивал руками,
напрягая мышцы всего тела. Одновременно с этими известными уже приемами
устраняются и недочеты в произношении отдельных звуков. В некоторых
случаях вначале приходится направлять воздух в рот, зажимая нос
пальцами. Полезно упражнять таких детей в четкой шепотной речи: усиленная артикуляция
уменьшает гнусавость. Одновременно развиваются слуховые
дифференцировки: ребенка приучают различать свой гнусавый голос от
чистого. Сначала ребенок прислушивается к голосу воспитателя, который
говорит то чисто, то гнусаво, а затем определяет, хорошо или плохо
говорит воспитатель. Такие упражнения особенно полезны при
функциональной гнусавости. Устранение открытой гнусавости требует длительной и систематической работы.
В случае расщелины нёба предварительно следует направить гнусавого к врачу, который протезирует или оперирует щель.
При закрытой гнусавости главное — операция или лечение. Когда после
этого воздух может свободно проходить через нос, приучают ребенка дышать
сначала с закрытым ртом, а затем в таком же положении рта произносить
долгое м, после чего слитно с затяжкой звук м с гласными: м-а, м-о.
Далее произносится ма, мо. После этого: а-м, о-м, ам, ом, ма, мо,
наконец, слова с м. В таком же роде обучаются и произношению звука н (но
при открытом рте и обязательно после усвоения м).