Миофункциональные аспекты речевых проблем у детей
Сатыго Елена Александровна, к.м.н., доцент кафедры детской стоматологии СПб МАПО.Введение
Формирование речевой функции у ребёнка во многом обусловлена
унаследованными и приобретенными анатомо-физиологическими
особенностями. В качестве органов, непосредственно продуцирующих речь, в
основном работают органы дыхания и жевания. Кроме органов дыхания,
голосовой аппарат включает в себя вибраторы (голосовые связки),
резонаторы (гортань, полость рта и носа) и артикуляторы, наиболее важные
из которых - язык, губы, зубы, нижняя челюсть и мягкое небо, образуют
из звуков слоги и слова. В зависимости от того, какой из этих
артикуляторов влияет на проблему произношения, дислалии классифицируются
на палатинальные, лингвальные, дентальные и лабиальные. Палатолалии –
нарушения речи, обусловленные патологией неба; глоссолалии –
аномалиями размеров языка или нарушением его функций; дентолалии –
аномалиями формы или положения зубов.
Но нарушения произношения звуков часто обусловлено не только
зубочелюстными деформациями – более, чем в 60% случаев нарушение
звукопроизношения обусловлено миофункциональными проблемами, т. е.
нарушением функции мышц и мягких тканей челюстно-лицевой области.
Причины этих проблем разнообразны- по мнению физиологов они обусловлены
возрастными особенностями развития ребёнка. С физиологической точки
зрения такие нарушения проявляются как повышение или снижение
активности мышц языка и губ, а также ассиметрией работы жевательных
мышц. Электромиографические исследования лицевой мускулатуры выявили,
что суммарный тонус мышц лица в целом постоянен, и недостаток активности
жевательных мышц всегда компенсируется увеличением активности
мимических мышц и мышц языка. Из этого следует, что тренировка или
развитие одной из групп мышц, как правило, не даёт ощутимого эффекта.
Поэтому при выявлении миофункциональных нарушений необходим
междисциплинарный подход к диагностике и лечению детей. Различные
индивидуальные устройства для миофункциональной коррекции могут
назначаться как стоматологом или ортодонтом, так и логопедом. Это
вестибулярные пластинки различных модификаций, а также детские
силиконовые трейнеры, корректирующие позицию и активность губ и языка,
что способствует восстановлению миодинамического равновесия в
челюстно-лицевой области.
Нарушение произношения фонемы Р.
Нарушение произношения фонемы Р наблюдается при укороченной уздечке
языка, сужении челюстей, глубоком прикусе, нарушении подвижности
кончика и края языка. У этих детей часто наблюдается сколиоз и слабость
мышц шеи. Детям младше пяти лет логопед может назначить использование
вестибулярной пластинки с бусинкой. С ней особенно эффективны будут
упражнения для двигательных мышц языка.
При необходимости (по направлению ортодонта и хирурга-стоматолога) в
2±2,5 года проводится пластика уздечки языка. Для детей после пяти лет
рекомендуется активная тренировка с использованием профилактического
трейнера - отгибая маркерный язычок силиконового тренажёра ребёнок
учится сбалансированной работе всех мышц языка, а также обеспечивает
нагрузку на жевательную мускулатуру.
Артикуляция при воспроизведении звуков Т и Д.
Для произношения фонемы «Т» характерно отдергивание нижней челюсти
одновременно со взрывом язычно-небного затвора, производящего звук Т.
Расстояние между верхними и нижними резцами — до 5 мм. Кончик языка
поднят к шейкам верхних резцов и образует прочный затвор при
произношении фонемы Т и менее прочный - при произношении фонемы Д. При
этом боковые края языка прижаты к жевательным зубам. Нарушение
произношения этих фонем появляется при следующих нарушениях:
• открытый прикус,
• нарушение подвижности языка вверх (гипотонус мышц языка)
• прокладывание языка между зубами при неправильном глотании (гипертонус мышц языка).
Детям до пяти лет, для повышения эффективности занятий с логопедом,
рекомендуется использовать пластинку с упором (заслонкой) для языка.
Пластинку нужно носить час в день и со второй недели дополнять ночным
ношением. Перед занятиями с логопедом необходимо в течение 20-30 минут
заниматься разминкой мышцы, поднимающей язык. Для этого может
использоваться пластинка с бусинкой или трейнер. В трейнере роль бусинки
выполняет маркерный язычок – его надо отгибать кончиком языка вниз.
Такую тренировку желательно проводить и дома 1 раз в день.
Для коррекции открытого прикуса детям в возрасте до пяти лет стоматологи
рекомендуют ночное ношение пластинки Стоппи, детям старше пяти лет –
использование трейнера ночью и час в день.
Артикуляция при воспроизведении звуков Ш и Ж.
Шипящие «Ш» и «Ж» относятся к группе язычно-передненебных звуков. Для
фонемы Ш характерна следующая артикуляция. Губы несколько выпячены
вперед, между ними, а также между верхними и нижними зубами,
определяется минимальное расстояние. Между твердым небом и языком
образуется щель, боковые края языка смыкаются с верхними жевательными
зубами, а расширенный кончик языка приподнят, но с твердым небом не
соприкасается. Для звука Ж характерна такая же артикуляция, но язык
поднят более высоко в направлении твердого неба.
Искажению шипящих звуков Ш и Ж способствуют:
• глубокий прикус,
• прогнатия,
• язычный наклон зубов
• ограниченная подвижность языка и губ.
Артикуляционную тренировку проводят с использованием вестибулярной
пластинки с бусинкой. Ребенку предлагается губами удерживать пластинку,
в то время, как логопед с ощутимым усилием вытягивает её за кольцо,
словно отнимая. Это способствует стимуляции круговой мышцы рта и
коррекции язычного наклона зубов. На следующем этапе можно усложнить
задачу, предложив ребенку одновременно катать бусинку языком по нёбу.
Стоматологи с целью коррекции глубокого прикуса и дистального положения
нижней челюсти (прогнатии) детям до 5 лет рекомендуют ночное ношение
вестибулярной пластинки с козырьком, а детям старше пяти лет - трейнера.
Артикуляция при воспроизведении звуков С и З.
Фонемы С и З относятся к группе язычно-зубных звуков. При произношении
этих фонем верхние и нижние резцы сближены приблизительно на 1–1,5 мм и
расположены или в одной фронтальной плоскости, или же нижние резцы
находятся чуть лингвальнее. Язык в средней своей части приподнят,
расширен. Кончик языка упирается в нижние резцы, а боковые его края
прилегают к небным поверхностям верхних боковых зубов. Посредине спинки
языка образуется продольный V-образный желобок. Струя воздуха, проходя
по последнему, образует выраженный свистящий звук. Образование звука З
отличается от артикуляционного уклада звука С незначительным поднятием
спинки языка к твердому небу и вибрацией голосовых связок. Четкость и
чистота фонем С и З зависит от ширины речевого промежутка — щели между
верхними и нижними резцами при произношении этих звуков. Если щель
сделать несколько шире, то согласный звук С получится менее отчетливым,
со свистящим шумом.
Нарушение чёткости фонем С и З обусловлено несколькими механизмами:
• Губно-зубной сигматизм (нарушение правильного произношения свистящих
звуков) характеризуется следующим механизмом: язык устанавливается на
звук С, а нижняя губа подтягивается к верхним резцам, «деформируя»
речевой промежуток.
• При межзубном сигматизме язык помещается между верхними и нижними
резцами и вместо свистящего оттенка акустически формируется шепелявость.
• Для призубного сигматизма характерно, что кончик языка, упираясь в верхние резцы, закрывает выход струи воздуха.
Нарушение произношения фонем наблюдается при:
• открытом прикусе
• перекрестном прикусе,
• затрудненной подвижности языка ( короткая уздечка),
• ротовом дыхании,
• при глотании с упором языка в нижнюю челюсть.
Детям в возрасте до пяти лет для логопедической коррекции рекомендуется
использование пластинки с заслонкой для языка во время ночного сна, а
также активная тренировка с применением пластинки с бусинкой 2-3 раза в
течение дня по 15 минут. Пластинка с бусинкой помогает развивать
двигательные мышцы языка.
Для автоматизации правильной позиции языка в помощь логопедам
разработана новая модификация пластинки с бусинкой, в которой бусинка
располагается на альвеолах, за верхними резцами. Эта пластинку можно
использовать как для активной дневной тренировки, так и для ночного
пассивного ношения.
Стоматологи рекомендуют детям старше пяти лет с целью коррекции
открытого прикуса использовать трейнер. Язычок трейнера способствует
запоминанию правильного положения кончика языка при ночном глотании
слюны.
Миофункциональные нарушения у детей наиболее эффективно корректируются при раннем выявлении и грамотном междисциплинарном взаимодействии логопеда и детского стоматолога. В большинстве случаев такой комплексный подход к реабилитации детей с речевыми нарушениями обеспечивает высокую стабильность результатов логопедической коррекции.
Нужен логопед в Москве? Запишитесь на консультацию в
по телефону +7 (495) 150-43-47
или через форму обратной связи в разделе «Контакты».