Миофункциональные аспекты речевых проблем у детей

Сатыго Елена Александровна, к.м.н., доцент кафедры детской стоматологии СПб МАПО.

Введение 
Формирование речевой функции у ребёнка во многом обусловлена унаследованными и приобретенными  анатомо-физиологическими особенностями. В качестве органов, непосредственно продуцирующих речь, в основном работают органы дыхания и жевания. Кроме органов дыхания, голосовой аппарат включает в себя вибраторы (голосовые связки), резонаторы (гортань, полость рта и носа) и артикуляторы, наиболее важные из которых - язык, губы, зубы, нижняя челюсть и мягкое небо, образуют из звуков слоги и слова.   В зависимости от того, какой из этих артикуляторов влияет на проблему произношения, дислалии классифицируются на палатинальные, лингвальные, дентальные и лабиальные. Палатолалии – нарушения речи, обусловленные патологией неба;  глоссолалии –  аномалиями размеров языка или нарушением его функций; дентолалии –  аномалиями формы или положения зубов.

Но нарушения произношения звуков часто обусловлено не только зубочелюстными деформациями – более, чем в 60% случаев нарушение звукопроизношения обусловлено миофункциональными проблемами, т. е. нарушением функции мышц и мягких тканей челюстно-лицевой области. Причины этих проблем разнообразны- по мнению физиологов они обусловлены возрастными особенностями развития ребёнка. С физиологической точки зрения такие нарушения  проявляются как повышение или снижение активности мышц языка и губ, а также ассиметрией  работы жевательных мышц. Электромиографические исследования лицевой мускулатуры выявили,  что суммарный тонус мышц лица в целом постоянен, и недостаток активности жевательных мышц всегда компенсируется увеличением активности мимических мышц и мышц языка. Из этого следует, что тренировка или развитие одной из групп мышц, как правило,  не даёт ощутимого эффекта. Поэтому при выявлении миофункциональных нарушений необходим междисциплинарный подход к диагностике и лечению детей. Различные индивидуальные устройства для миофункциональной коррекции могут назначаться как стоматологом или ортодонтом, так и логопедом. Это вестибулярные пластинки различных модификаций, а также детские силиконовые трейнеры, корректирующие позицию и активность губ и языка, что способствует восстановлению миодинамического равновесия в челюстно-лицевой области.

Нарушение произношения фонемы Р.    

Нарушение произношения фонемы Р наблюдается при укороченной уздечке языка, сужении  челюстей, глубоком прикусе, нарушении подвижности кончика и края языка. У этих детей часто наблюдается сколиоз и слабость мышц шеи. Детям младше пяти лет логопед может назначить использование вестибулярной пластинки с бусинкой. С ней особенно эффективны будут упражнения для двигательных мышц языка.  

При необходимости (по направлению ортодонта и хирурга-стоматолога) в 2±2,5 года проводится пластика уздечки языка. Для детей после пяти лет рекомендуется активная тренировка с использованием профилактического трейнера  - отгибая маркерный язычок силиконового тренажёра ребёнок учится сбалансированной работе всех мышц языка, а также обеспечивает нагрузку на жевательную мускулатуру.
Артикуляция при воспроизведении звуков Т и Д.

Для произношения фонемы «Т» характерно отдергивание нижней челюсти одновременно со взрывом язычно-небного затвора, производящего звук Т. Расстояние между верхними и нижними резцами — до 5 мм. Кончик языка поднят к шейкам верхних резцов и образует прочный затвор при произношении фонемы Т и менее прочный  - при произношении фонемы Д. При этом боковые края языка прижаты к жевательным зубам. Нарушение произношения  этих фонем  появляется при следующих нарушениях:
• открытый прикус,
• нарушение подвижности языка вверх (гипотонус мышц языка)
• прокладывание языка между зубами при неправильном глотании (гипертонус мышц языка).

Детям до пяти лет, для повышения эффективности занятий с логопедом,  рекомендуется использовать пластинку с упором (заслонкой) для языка. Пластинку нужно  носить час в день и со второй недели дополнять ночным ношением. Перед  занятиями с логопедом необходимо в течение 20-30 минут заниматься разминкой мышцы, поднимающей язык. Для этого может использоваться пластинка с бусинкой или трейнер. В трейнере роль бусинки выполняет маркерный язычок – его надо отгибать кончиком языка вниз. Такую тренировку желательно проводить и дома 1 раз в день.

Для коррекции открытого прикуса детям в возрасте до пяти лет стоматологи рекомендуют ночное ношение пластинки Стоппи, детям старше пяти лет – использование трейнера ночью и час в день.

 Артикуляция при воспроизведении звуков  Ш и Ж.

Шипящие «Ш» и «Ж» относятся к группе язычно-передненебных звуков. Для фонемы Ш характерна следующая артикуляция. Губы несколько выпячены вперед, между ними, а также между верхними и нижними зубами, определяется минимальное расстояние. Между твердым небом и языком образуется щель, боковые края языка смыкаются с верхними жевательными зубами, а расширенный кончик языка приподнят, но с твердым небом не соприкасается. Для звука Ж характерна такая же артикуляция, но язык поднят более высоко в направлении твердого неба.
Искажению шипящих звуков Ш и Ж способствуют:
• глубокий прикус,
• прогнатия,
• язычный наклон зубов
• ограниченная подвижность языка и губ.

Артикуляционную тренировку проводят с использованием вестибулярной пластинки с бусинкой. Ребенку предлагается губами удерживать  пластинку, в то время, как логопед с ощутимым усилием вытягивает её за кольцо, словно отнимая. Это способствует стимуляции круговой мышцы рта и коррекции язычного наклона зубов. На следующем этапе можно усложнить задачу, предложив ребенку одновременно катать бусинку языком по нёбу.

Стоматологи с целью коррекции глубокого прикуса и  дистального положения нижней челюсти (прогнатии) детям до 5 лет рекомендуют ночное ношение вестибулярной пластинки с козырьком, а детям старше пяти лет - трейнера.

Артикуляция при воспроизведении звуков  С и З.

Фонемы С и З относятся к группе язычно-зубных звуков. При произношении этих фонем верхние и нижние резцы сближены приблизительно на 1–1,5 мм и расположены или в одной фронтальной плоскости, или же нижние резцы находятся чуть лингвальнее. Язык в средней своей части приподнят, расширен. Кончик языка упирается в нижние резцы, а боковые его края прилегают к небным поверхностям верхних боковых зубов. Посредине спинки языка образуется продольный V-образный желобок. Струя воздуха, проходя по последнему, образует выраженный свистящий звук. Образование звука З отличается от артикуляционного уклада звука С незначительным поднятием спинки языка к твердому небу и вибрацией голосовых связок. Четкость и чистота фонем С и З зависит от ширины речевого промежутка — щели между верхними и нижними резцами при произношении этих звуков. Если щель сделать несколько шире, то согласный звук С получится менее отчетливым, со свистящим шумом.

Нарушение чёткости фонем С и З обусловлено несколькими механизмами:
• Губно-зубной сигматизм (нарушение правильного произношения свистящих звуков) характеризуется следующим механизмом: язык устанавливается на звук С, а нижняя губа подтягивается к верхним резцам, «деформируя» речевой промежуток.
• При межзубном сигматизме язык помещается между верхними и нижними резцами и вместо свистящего оттенка акустически формируется шепелявость.
• Для призубного сигматизма характерно, что кончик языка, упираясь в верхние резцы, закрывает выход струи воздуха.
Нарушение произношения фонем наблюдается при:
• открытом прикусе
• перекрестном прикусе,
• затрудненной подвижности языка ( короткая уздечка),
• ротовом дыхании,
• при глотании с упором языка в нижнюю челюсть.

Детям в возрасте до пяти лет для логопедической коррекции рекомендуется использование пластинки с заслонкой для языка во время ночного сна, а также активная тренировка с применением пластинки с бусинкой  2-3 раза в течение дня по 15 минут. Пластинка с бусинкой помогает развивать двигательные мышцы языка. 

Для автоматизации правильной позиции языка в помощь логопедам разработана новая модификация пластинки с бусинкой, в которой  бусинка располагается на альвеолах, за верхними резцами. Эта пластинку можно использовать как для активной дневной тренировки, так и для ночного пассивного ношения.

Стоматологи рекомендуют детям старше пяти лет с целью коррекции открытого прикуса использовать трейнер. Язычок трейнера способствует запоминанию правильного положения кончика языка при ночном глотании слюны.

Миофункциональные нарушения у детей наиболее эффективно корректируются при раннем выявлении и грамотном междисциплинарном взаимодействии логопеда и детского стоматолога. В большинстве случаев такой комплексный подход к реабилитации детей с речевыми нарушениями обеспечивает высокую стабильность результатов логопедической коррекции.

Нужен логопед в Москве? Запишитесь на консультацию в
по телефону +7 (495) 150-43-47
или через форму обратной связи в разделе «Контакты».