Логопедические занятия с детьми раннего возраста
Обычно на консультации у логопеда или в процессе логопедических занятий с детьми
раннего возраста родители хотят получить прогноз развития речи ребенка
на ближайшую и отдаленную перспективу. Насколько возможно составить
точный прогноз? Так как в раннем и младшем дошкольном возрасте у детей с
нарушением
речи разной степени сложности уровень общего и речевого развития может
выглядеть примерно одинаково, предположения о дальнейшем развитии речи
ребенка можно составить только учитывая динамику развития речи в ходе обучающего логопедического воздействия.
При проведении систематических логопедических занятий часть детей, имеющих сходные речевые нарушения
в раннем и младшем дошкольном возрасте, могут полностью преодолеть свой
речевой дефект, догнать по уровню развития речи сверстников, а в
будущем успешно обучаться в массовой школе. Другая часть детей
даже в ходе систематических занятий оказывается не способна полностью
преодолеть свою речевую недостаточность, в школьном возрасте у них
возникают проблемы с усвоением письменной речи (дисграфия, дислексия). В
первом случае можно говорить о задержке речевого развития (ЗРР), во
втором случае — об общем недоразвитии речи (ОНР).
Особенности занятий с детьми раннего возраста
Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с
маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только
объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения
занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед также должен
хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего
возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи,
мышления, деятельности и т.д.
Итак, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:
Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания
Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов:
открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но
только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение
предметов нашего быта — что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок,
книжку читают, а карандашом рисуют. Взрослый знакомит малыша с новыми
играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку
за веревочку и т.д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения,
действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится
говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным.
Вывод: занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его
движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.
В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения
Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская
непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с
людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что
такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей
возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции
ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре.
Сознательное отношение к обучению появится позже — в старшем дошкольном
возрасте. А пока... если малышу неинтересно, он просто отвернется или
уйдет.
Вывод: элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.
Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение
Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и
т.д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился,
необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем
больше времени и количества повторений потребуется. Предположение, что
необходимо постоянно вносить разнообразие в игры и занятия ребенка,
правильно для детей старшего возраста. А малыши более комфортно
чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе
знакомых любимых игр.
Вывод: чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.
Содержание материала должно соответствовать детскому опыту
Материал для игр и занятий с маленькими детьми необходимо подбирать
таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту.
Используйте знакомые малышу ситуации. Например, игра с машинкой — дети
видели машины на улице; игра «Киса, киса — брысь!» — дети видели и
гладили кошку. Если же предлагается новый материал, то предварительно
необходимо дать ребенку новые представления. Например, игра «Курочка с
цыплятами». Маленькие городские дети часто не имеют реального
представления о домашних птицах, поэтому покажите ребенку игрушки —
курочку и цыплят — или картинки, немного расскажите об этих домашних
птицах, а потом начинайте играть. Основные темы занятий — быт человека,
животные и птицы, растения, сезонные изменения и погода и т.д. Одни и те
же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях.
Повторное использование знакомых сюжетов в работе с маленькими детьми
вполне оправданно и полезно.
Вывод: содержание материала для занятий с малышами требует серьезного и
вдумчивого отбора (можно взять за основу раздел программы детского сада
«Ознакомление с окружающим миром»). Необходимо контролировать уровень
сложности предлагаемого материала
Уровень сложности материала для занятий с детьми раннего возраста должен
быть адекватен возрасту. Опыт работы показывает следующую тенденцию:
педагоги склонны завышать уровень сложности материала и предъявляемых к
малышам требований. Это можно объяснить тем, что взрослому человеку
очень трудно занять позицию маленького ребенка. А ведь то, что очевидно и
просто для ребенка старшего возраста, а тем более для взрослого, для
малышей представляет серьезную задачу.
Следует также помнить, что если перед ребенком будет стоять непосильная
для него задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха. Малыш
попытается выполнить задание, но у него не получится, и он быстро
потеряет интерес. В этом случае будут разочарованы и ребенок и взрослый,
а в следующий раз малыш может отказаться от попыток выполнения сложного
задания.
Вывод: материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение
одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию
(реализация принципа «от простого к сложному»).
Необходимо контролировать длительность занятия
Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и
кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать занятие таким
образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к
занятию. Каждая игра длится от 5-10 до 15-20 минут. При этом следует
учитывать конкретную ситуацию и
поведение детей на занятии: можно быстро свернуть игру, если увидите,
что дети устали, либо продолжить и расширить ее, если у малышей есть
настроение и силы продолжать.
Вывод: на занятиях с маленькими детьми не следует планировать длительные
игры. Также во время занятия необходимо гибко варьировать длительность
игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их
поведения.
Необходима четкая структура занятия
Чтобы информация лучше усваивалась малышами, необходима четкая структура
занятия: каждое занятие, каждая игра внутри занятия имеют начало,
продолжение и конец. При этом начало и конец игры очень непродолжительны
по времени (вступительные и заключительные реплики педагога).
Продолжение игры включает
основное содержание предлагаемого материала. При варьировании
длительности игры мы манипулируем именно этой частью игры. И в случае
короткого, и в случае долгого варианта игры не забывайте о вступительной
и заключительной репликах, обозначающих начало и конец каждой игры.
Рассмотрим в качестве примера уже упомянутую выше игру «Курочка и
цыплята». Варианты начала игры — «Вот к нам пришли курочка и цыплята»,
или «Сейчас мы поиграем в «Курочку и цыплят» и т.п. Варианты окончания
игры — «Курочка с цыплятами пошли домой» (курочка и цыплята уходят),
«Курочка и цыплята прощаются — до свидания!» и т.п. А вот продолжение
может быть любым
по содержанию и длительности в зависимости от поставленных задач.
Вывод: игра должна иметь начало, продолжение и конец.
Необходима смена видов деятельности Смена видов деятельности, когда
занятие состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать
внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия.
Важно, чтобы подвижные игры сочетались со спокойными занятиями. Кстати,
смена видов деятельности (например, умственной и физической) помогает
увеличить работоспособность и у старших детей, и у взрослых.
Вывод: каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр,сменяющих одна другую.
Гибкость
Описанные занятия следует подбирать и использовать с учетом возраста детей, их возможностей и интересов. Реагируйте чутко на
отношение детей, улавливайте их ответные реакции. В некоторых случаях
следует поучиться у самих детей, которые предлагают интересные варианты
развития игры,ее сюжета.
Вывод: необходимо сочетать четкое планирование занятия с гибкостью
егопроведения — отдельные части занятия можно сократить или
расширить,что-то отложить до следующего занятия или ввести новый,
незапланированный ранее, элемент.
Перенос знаний
Необходимо специально позаботиться о том, чтобы знания и умения, которые
дети приобрели во время занятий, активно использовались ими как на
других занятиях, так и в повседневной жизни. Для этого надо держать
близких в курсе событий — они должны знать о новых достижениях ребенка.
Так как малыши поройленятся, порой стесняются, а иногда просто забывают о
том, чему научились, и взнакомой ситуации действуют привычным способом,
побуждайте, поощряйте, а иногда и требуйте, чтобы ребенок действовал
по-новому. Только в этом случаеполезный навык быстрее закрепится.
Вывод: чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях.
Малышам необходима положительная оценка их деятельности
В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого,
положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому старайтесь
отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае
неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например: «Потом еще
раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, —
молодец!».
Вывод: чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, хвалите их почаще.
Из книги Янушко Е. « Помогите малышу заговорить!»
Нужен логопед для ребенка? Запишитесь на консультацию в
по телефону +7 (495) 150-43-47
или через форму обратной связи в разделе «Контакты».