Обучение ребенка с ЗРР выражать свои мысли любым доступным ему способом

логопедические занятияНа начальном этапе логопедической работы следует побуждать ребенка  использовать в ходе делового общения не только слова и фразы, но и звуки, жесты, движения и действия, то есть любые доступные ему средства общения. Приведем пример. Ребенок берет взрослого за руку и подводит к полке с игрушками, предлагая таким образом поиграть с определенной игрушкой. Взрослый просит: «С кем хочешь поиграть? Покажи!», предлагая ребенку использовать указательный жест. Если игрушки нет в поле зрения, взрослый просит объяснить, какую игрушку имеет в виду ребенок: «Какую игрушку найти? Скажи!», предлагая ребенку воспроизвести характерный для игрушки звук (например, «А-а-а!» — пение для укачивания куклы, «З-з-з!» — звук телефона и т.п.), либо назвав ее аморфным словом («ава» — собака, «киса» — кошка, «ко-ко» — курица и т.п.). Можно использовать движения и действия. Например, ребенок может показать, что игрушка в шкафу, изображая действие открывания дверцы шкафа. Однако не следует увлекаться обучением ребенка использованию жестов, звуков и аморфных слов, движений и действий как заменителей полноценного речевого общения. Применение этих способов выражения мыслей возможно на первом этапе логопедической работы, когда особенно важно добиться взаимопонимания с ребенком любым способом, научить ребенка действовать активно, стараться донести свои намерения до другого человека. В дальнейшем речевое общение усложняется — по мере накопления активного словаря ребенка побуждают использовать доступные ему слова и фразы.

Озвучивание желания ребенка посредством речи
Если взрослый угадал желание ребенка, то можно озвучить его. При этом необходимо побуждать и обучать ребенка отвечать любым доступным ему способом, например жестом согласия (кивок головы), либо несогласия. В случае если взрослый не угадал, можно предложить другие подходящие варианты, пока желание ребенка не будет выяснено и удовлетворено. Приведем пример. В игре на развитие подражания речи пользовались различные игрушки — курочка, собака, кошка, корова. Игра проводилась во второй раз. Во время игры ребенок просить, озвучивая свое желание аморфным словом: «Ка-ка!». Педагог вспомнил, что на прошлом занятии в игре использовала уточка, и озвучил желание ребенка следующим образом: «Ты зовешь? Давай вместе позовем: УТ-КА! УТ-КА! Иди сюда! Вот пришла утка, говорит: "Кря-кря!"» Однако использование этого метода возможно только в том случае, если из конкретной ситуации или из предыдущего опыта общения с ребенком можно догадаться о его желании. Кроме этого, такой способ помощи целесообразно использовать лишь на начальном этапе логопедической работы, когда у ребенка еще нет достаточного речевого арсенала.

Предложение ребенку выбора из нескольких вариантов.
Такой вид помощи предлагается в случае, когда непонятно, что ребенок хочет. Обычно это случается в знакомой ситуации, в которой ранее использовались разнообразные действия и их словесное сопровождение. Часто, предлагая поиграть в определенную игру, ребенок либо показывает характерное движение, действие, либо произносит звук или аморфное слово, сопровождающее игру.

Приведем пример. Во время занятия ребенок обратился к взрослым, произнося длительный звук: «Ж-ж-ж!». Таким звуком в разных играх на развитие речевого подражания обозначались жужжание мотора машины, «песенка жука», жужжание пчелы в игре «Пчелка». Взрослый ответил на предложение ребенка следующим образом: «Во что хочешь поиграть? В машинку или в пчелку?» На что ребенок ответил характерным движением — круговыми движениями указательного пальца, которые означали полет пчелы. Таким образом, взаимопонимание было достигнуто. Такой способ помощи также используется на начальном этапе работы. В дальнейшем, по мере накопления ребенком активного словаря, от ребенка требуют озвучить свое желание словом.

Наводящие вопросы
Цель таких вопросов — уточнить желание ребенка. На начальном этапе работы можно предлагать вопросы, подразумевающие ответ «да» или «нет» ( в этом случае ребенок может ограничиться лишь кивком головы в ответ). В дальнейшем необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок был вынужден отвечать на вопрос словами или фразами. Наводящие вопросы полезно использовать в ходе проведения сюжетного рисования (лепки, аппликации). Сюжетное рисование (лепка, аппликация) — это не просто занятие продуктивным видом деятельности, это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует (лепит, выполняет аппликацию) простые сюжеты из жизни ребенка, мира людей и природы, из сказок, комментируя каждый этап рисования. Приведем пример. Взрослый берет бумагу, карандаши и предлагает малышу нарисовать море. «Вот волна. Теперь ты нарисуй волну. У тебя волна будет большая или маленькая? А кто в море живет? Рыбки. Давай рыбку нарисуем. Какого цвета  будет рыбка? Она большая или маленькая? Где будем рыбку рисовать? Здесь. Покажи, где дно моря? Тут, внизу. Давай нарисуем на дне камушки. Какие камушки? Правильно, круглые, маленькие». И т.д. После каждого вопроса следует пауза в речи педагога, в течение которой он ожидает ответа ребенка. Если в начале логопедической работы ребенок в качестве ответа может просто показать пальцем нужное место на картинке или выбрать и дать педагогу карандаш нужного цвета, то в дальнейшем от него требуют ответов в форме слов и фраз. Таким образом, при помощи наводящих вопросов удается организовать деятельность ребенка — как игровую, так и речевую.

Побуждение ребенка использовать во время общения все имеющиеся у него речевые навыки
Навыки использования активной речи в ходе общения, которые постепенно появляются и накапливаются у ребенка, необходимо использовать во всех возможных ситуациях. Это могут быть знакомые ситуации — в этом случае взрослый (педагог или родители) догадывается, чего хочет ребенок, но не показывает вида, что понял его желание, а напротив, побуждает выразить свое желание словами или фразами. Постепенно использование речевых навыков становится возможным в новых, незнакомых, ситуациях, с новыми людьми — в этом случае близкий взрослый (родители  и педагог) выступает в качестве помощника, побуждая ребенка использовать свои речевые возможности в новой ситуации. Все описанные виды помощи используются гибко, в зависимости от конкретной ситуации. Обычно ребенок с благодарностью принимает помощь со стороны педагога. При этом варианты и степень помощи со временем меняются — каждый вариант можно упрощать или усложнять, учитывая речевые возможности ребенка. Вначале взрослый оказывает прямую помощь — озвучивает желание ребенка, предлагает выбор из возможных вариантов. По мере развития у ребенка навыков общения помощь становится не такой явной, опосредованной, — взрослый задает ребенку наводящие вопросы, побуждает его использовать имеющийся у него арсенала способов общения: жесты, слова, действия («Покажи!», «Скажи!) Важно не забывать о главной цели: диалог между ребенком и взрослым должен завершиться положительным результатом. Развивать деловое и речевое общение ребенка с взрослым можно в  разных ситуациях:

Бытовые ситуации, связанные с режимом дня
В таких ситуациях ребенок пытается объяснить, что именно он хочет поесть, что хочет надеть, куда пойти во время прогулки, с какой игрушкой поиграть во время купания и т.п. В таких ситуациях действовать придется родителям. Они хорошо знают своего ребенка часто понимают, порой интуитивно чувствуют, что он хочет. И часто в ситуациях, когда ребенок пытается выразить свои желания, стараются любым способом помочь ему. Однако здесь надо быть осторожными — не следует стремиться сделать всё за ребенка, облегчить ему жизнь, создать максимально комфортные условия. Иногда в знакомой ситуации лучше сделать вид, что не поняли, что ребенок имел в виду. Такое поведение близких лишний раз побудит ребенка постараться применить речевые способы выражения мыслей и желаний, а не жесты, показ. Приведем пример. На прогулке ребенок тянет маму за руку и показывает рукой в определенном направлении, озвучивая свое желание словом: «Там!». Мама догадывается, что ребенок предлагает пойти на снежную горку, но не спешит это показать. Она предлагает ребенку озвучить свое желание: «Куда пойдем?» и ждет ответа от ребенка. Если ребенок затрудняется с ответом, то предлагает ему выбор из вариантов: «Пойдем в магазин? Или пойдем на горку? Пойдем в парк?». Если ребенок отвечает кивком головы, можно сделать вид, что не поняли ответ: «Куда пойдем? Скажи!».

Из книги Е Янушко "Помогите малышу заговорить!"