Развитие делового общения ребенка со взрослым
Деловое общение
— это взаимодействие двух и более людей! Преследующее определенную цель
(или цели). Посредством делового общения становится возможным
договориться об организации общей деятельности: о распределении ролей,
об используемых предметах и инструментах, о последовательности
необходимых действий и прочем. Именно деловое общение помогает
совместными усилиями достичь общего результата. Во взрослой жизни
деловое общение представляет собой переговоры, как предварительные, так и
сопровождающие этапы общей деятельности. Ведение переговоров требует
опыта, психологической подготовки, умения производить благоприятное
впечатление на людей и других качеств и навыков. Можно говорить о том,
что навыки делового общения во многом определяют успешность ведения дел.
Представляется очень важным дать ребенку положительный опыт делового
общения уже в детстве. Ведь большинство знаний и умений в этом возрасте
закладывается на уровне подсознания, однако эти знания оказывают самое
непосредственное влияние на всю последующую жизнь ребенка. В
соответствии с выведенными возрастной психологией
закономерностями, у ребенка в первую очередь развивается общение со
взрослым, и лишь по достижении определенного возраста (после трех лет)
дети учатся договариваться между собой. Причем, со взрослым ребенок
сначала общается на эмоциональном уровне, затем возникает и развивается
деловое общение. Основным средством общения между людьми является речь.
Именно с помощью речи люди могут понять друг друга и договориться о
важных вещах. Если же этот основной канал коммуникации нарушен, то
участники общения сталкиваются с различной степени трудностями. Многие
из нас имели возможность прочувствовать на себе эти трудности, когда,
попадая за границу, вынуждены были общаться с местными жителями, не зная
их языка. Возникновение неловкости, замедление, усложнение общения,
часто снижение мотивации общения или его полная невозможность имеют
место и в ситуации общения с глухим или человеком, имеющим тяжелую форму
заикания. Во всех перечисленных выше случаях требуется очень много сил для взаимопонимания и достижения цели.
Подобные трудности возникают при общении с маленьким неговорящим
ребенком. Взрослый в этой ситуации вынужден брать активную роль на себя
рассказывать, объяснять, показывать, задавать вопросы, предлагать
различные варианты взаимодействия. А вот малыш еще не умеет объяснить
другому человеку свои идеи и пожелания, дать понять, с чем он согласен, а
с чем нет.
Тем не менее ребенок предпринимает попытки донести до другого человека
информацию, объяснить, чего он хочет в данный момент, — издает звуки,
жестикулирует, показывает на предмет ведет взрослого за собой и т.п. Но
если после всех приложенных ребенком усилий его так и не понимают, он
может начать сердит кричать и плакать или же обижается и замыкается в
себе. К сожалению, если такой негативный опыт общения накапливается,
может наложить отпечаток на развитие личности ребенка. Именно поэтому
взрослый должен очень внимательно и вдумчиво относиться к каждой
ситуации, в которой ребенок проявил инициативу общения, и приложить все
необходимые усилия к тому, чтобы ребенок был понят. С другой стороны, не
следует забывать, что речь ребенка будет развиваться лишь при условии
приложения с его стороны определенных усилий, поэтому не следует
стараться пре гадать любое желание ребенка. Из вышесказанного становится
понятным, что поведение взрослого в ситуации делового общения с
неговорящим ребенком требует гибкости и интуиции: взрос одновременно
побуждает ребенка делать усилия, но в ситуации когда ребенок оказывается
беспомощным, помогает ему. Итак, деловое общение ребенка со взрослым —
это взаимодействие, направленное на достижение совместной цели. Общая
цель может быть задана самой ситуацией (например, в игре), либо
определяет один из партнеров по общению. При этом как взрослый, так и
ребенок может выступить с инициативой, и тогда) играет роль помощника.
Другими словами, общение происходит или на равных, или есть ведущий и
ведомый. В работе с ребенком полезно применять разные виды
взаимодействия, чтобы он мог бывать в разных ролях — партнера,
помощника, ведущего.
Варианты помощи, которые можно использовать в ходе общения с ребенком,
также могут быть разными. Выбирать подходящий вариант следует в
зависимости от уровня речевого развития ребенка от конкретной ситуации общения.
Из книги Е. Янушко «Помогите малышу заговорить!»