У ребенка речь развивается с задержкой
В
ситуации, когда у малыша 1,5-2,5 лет отсутствует активная речь, перед
родителями и педагогами встает вопрос: необходимо ли немедленно начинать
специальные логопедические занятия или стоит подождать?
Родители обычно сравнивают речь ребенка с уровнем
развития речи его сверстников. И, безусловно, их начинает беспокоить тот
факт, что ребенок отстает в речевом развитии. Однако на бытовом уровне
существуют представления о том, что «мальчики вообще начинают говорить
позже» или «бывает, что молчит, молчит, а потом заговорит», и т.п. Часто
и логопеды в поликлинике советуют немного подождать. Объяснить это
можно тем, что занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый
специалист обладает необходимыми знаниями, опытом, а также желанием
заниматься с маленькими детьми. Гораздо легче проводить занятия с
ребенком 4,5-5 лет, поведение которого уже в достаточной степени
произвольно.
На наш взгляд, в случае отсутствия активной речи у малыша 1,5-3 лет
необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов —
логопеда, психолога, психоневролога, оториноларинголога (ЛОР), провести
ряд медицинских исследований (энцефалограмму и эхограмму мозга,
аудиограмму и др.). Наблюдения специалистов и объективные данные
медицинских исследований позволяют уточнить характер нарушения и степень
его сложности, предположить возможные причины возникновения нарушения. В
результате такого обследования становится возможным организовать
адекватную помощь ребенку.
В раннем возрасте различные нарушения развития по своим внешним
проявлениям еще не дифференцированы, часто имеют схожие проявления. Но
нарушение развития речи в той или иной степени сопровождает любой
дефект.
Организация наблюдения за ребенком и коррекционные занятия помогут дифференцировать нарушение речи от других нарушений (задержка психического развития, олигофрения, нарушения слуха, аутизм), поставить более точный диагноз.
Из книги Янушко Е. « Помогите малышу заговорить!»