Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования"
Принят Государственной Думой 15 марта 2000 годаОдобрен Советом Федерации 29 марта 2000 года
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "Об образовании" Федеральная программа развития образования является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования.
Статья 1. Утвердить Федеральную программу развития образования (прилагается).
Статья 2. Правительству Российской Федерации предусматривать средства для реализации Федеральной программы развития образования при разработке проектов федеральных законов о федеральном бюджете на 2001-2005 годы.
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности
Президента Российской Федерации
В.Путин
Москва, Кремль
10 апреля 2000 г.
N 51-ФЗ
Приложение
к Федеральному закону
"Об утверждении Федеральной
программы развития образования"
от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ
Федеральная программа развития образования
Введение
Федеральная программа развития образования (далее - Программа) в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации. Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности конкретного региона и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации в области образования к ведению субъектов Российской Федерации.
Реализация целей Программы обеспечивается посредством как текущего финансирования за счет бюджетов всех уровней, необходимого для устойчивого функционирования системы образования Российской Федерации (далее - система образования), так и дополнительного целевого финансирования непосредственно мероприятий и проектов Программы, направленных на решение задач развития системы на основе достижений науки и практики (инноваций)...
Раздел I. Состояние и основные проблемы развития системы образования
Подраздел 2. Проблемы образования
...В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей. Не последнюю роль в ухудшении здоровья детей имеет тяжелая ситуация, в которой оказались сами образовательные учреждения. Учебно-материальная база образовательных учреждений приходит в негодность, устаревает. Резко сократились капитальные вложения, темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и нового строительства. В 2-3 смены работают около 32 процентов школ, более одной трети зданий и сооружений системы образования требуют капитального ремонта или реконструкции. В аварийном состоянии находятся 6,5 процента зданий, и только 46,3 процента школ имеют все виды удобств. Недостаточными темпами ведется строительство объектов системы образования, практически прекращено строительство образовательных учреждений в сельской местности. В ряде субъектов Российской Федерации это привело к переполнению школ.
... Возрастает число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции. Однако существующее количество образовательных учреждений для указанных детей не в состоянии обеспечить потребность в их содержании и обучении.
Положения раздела I являются основой определения целей, направлений и задач развития системы образования, указанных в тексте Программы.
Раздел III. Направления реализации программы и ожидаемые результаты
Подраздел 1. Общие направления развития системы образования
...Ожидаемыми результатами развития образования являются:
...введение и реализация федеральных и национально-региональных компонентов преемственных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ на всех уровнях образования, в том числе специальных указанных стандартов и программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение вариативных программ обучения и учебников;
...введение в действие и реализация государственных нормативов финансирования, материально-технического обеспечения и оснащения образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
...совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, нормализация учебной нагрузки, создание специальных условий для получения образования лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья и особенности развития;
...целевое обеспечение обучающихся (в первую очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей малочисленных народов Севера и детей из малообеспеченных семей) бесплатными комплектами учебников по предметам федеральных компонентов государственного образовательного стандарта всех ступеней общего образования и на льготных условиях - всех уровней профессионального образования;
...регуляция ассортимента игр и игрушек для детей на основе их психолого-педагогической, морально-этической и санитарно-экологической экспертиз.
Подраздел 2. Обеспечение реализации и развития образовательных программ (основных, дополнительных и специальных)
1. Дошкольное образование
Основными направлениями развития дошкольного образования являются:
создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, на основе индивидуального подхода;
сохранение и развитие системы различных видов дошкольных образовательных учреждений и обеспечение их функционирования в соответствии с потребностями населения;
...поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в образовательных учреждениях различных типов и видов;
...совершенствование воспитательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Общее образование
Основными направлениями развития общего образования являются:
...обеспечение общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
...совершенствование обучения лиц с девиантным поведением в специальных учебно-воспитательных учреждениях.
Подраздел 3. Государственные и социальные гарантии обучающимся
Основными направлениями развития в области государственных и социальных гарантий обучающимся являются:
обеспечение условий для получения обучающимися полноценного питания в столовых образовательных учреждений, в том числе на льготных финансовых условиях или бесплатно;
предоставление финансовых льгот обучающимся при пользовании услугами организаций социально-культурного назначения (общежитиями, государственными и муниципальными библиотеками, музеями, объектами культурно-массового и физкультурно-оздоровительного назначения) и транспортом;
разработка и реализация системы мер охраны жизни и здоровья обучающихся;
обеспечение условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
введение в действие нормативных правовых актов, касающихся повышения ответственности педагогических работников образовательных учреждений и родителей (законных представителей) за обучение, воспитание, охрану жизни и здоровья обучающихся;
создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни;
создание условий для полноценного питания обучающихся;
защита обучающихся от игр и игрушек для детей, отрицательно влияющих на физическое и психическое здоровье и не отвечающих психолого-педагогическим, морально-этическим и санитарно-экологическим требованиям;
обеспечение местами в школах-интернатах и общежитиях на льготных условиях оплаты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей из малообеспеченных семей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
обеспечение условий отдыха и санаторно-курортного лечения обучающихся, членов семей студентов, аспирантов с компенсацией части затрат из различных фондов образовательных учреждений и различных профессиональных объединений в соответствии с законодательством.
Подраздел 3 раздела III. Государственные и социальные гарантии обучающимся
4. Поддерживать и развивать деятельность сети центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся и психолого-медико-педагогических консультаций для обучающихся, родителей и работников системы образования с обеспечением конфиденциальности.
Разработать и осуществить системные меры по обеспечению здоровья обучающихся на основе оказания доступных оздоровительных и медицинских услуг.
Сроки реализации: 2000-2005 гг.
Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; общественные организации; профессиональные союзы; организации системы образования; детские и молодежные организации и объединения; союзы промышленников, предпринимателей и иные.
5. Осуществлять систему мер по:
5.1. Обеспечению защиты прав, охраны жизни и здоровья детей, защиты их от всех форм дискриминации.
5.2. Повышению ответственности педагогических работников образовательных учреждений, родителей (законных представителей) за обучение, воспитание, охрану жизни и здоровья детей.
5.3. Обеспечению защиты личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), обучающихся в образовательных учреждениях всех уровней.
Сроки реализации: 2000-2005 гг.
Ответственные исполнители - органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; общественные организации; профессиональные союзы; организации системы образования; детские и молодежные организации и объединения; союзы промышленников, предпринимателей и иные.