Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
1. Роль образования в развитии российского обществаРоль
образования на современном этапе развития России определяется задачами
ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной
экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от
мировых тенденций экономического и общественного развития.
В современном мире значение образования как важнейшего фактора
формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с
ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования
способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом
необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой
образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли
государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация
образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием
механизмов их эффективного использования.
Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России,
которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании",
Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской
Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития
образования на 2000 - 2005 годы.
Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социально -
экономической политики Правительства Российской Федерации на
долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации
генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие -
модернизации образования.
1.1. Российское образование и тенденции мирового развития
Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в
сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с
тем общие тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость
существенных изменений в системе образования:
ускорение темпов развития общества, расширение возможностей
политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения
уровня готовности граждан к такому выбору;
переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное
расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую
важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в
результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что
требует формирования современного мышления у молодого поколения;
динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы
неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие
структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную
потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке
работников, росте их профессиональной мобильности;
возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах
составляет 70 - 80 процентов национального богатства, что, в свою
очередь, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как
молодежи, так и взрослого населения.
Отечественная система образования является важным фактором сохранения
места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как
страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.
Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества и сохранение
общего образовательного пространства со странами Содружества
Независимых Государств, образовательная поддержка соотечественников за
рубежом.
1.2. Новые социальные требования к системе российского образования
Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором
гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых
жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно
образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут
самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора,
прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству,
отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают
развитым чувством ответственности за судьбу страны.
На современном этапе развития России образование, в его неразрывной,
органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой
экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности
народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов
национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого
гражданина. Потенциал образования должен быть в полной мере использован
для консолидации общества, сохранения единого социокультурного
пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и
социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия
национальных культур и различных конфессий, ограничения социального
неравенства. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою
значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков,
формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное
образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее
генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского
общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой,
профессиональной и бытовой культурой.
Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к
полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и
склонностями, независимо от материального достатка семьи, места
проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Необходимо
использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков,
лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование
профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных,
талантливых детей и молодежи.
В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства
система образования должна обеспечить эффективное использование своих
ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых.
1.3. Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации
Государственно-политические и социально-экономические преобразования
конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияние на
российское образование, позволив реализовать академическую автономию
высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных
учреждений и вариативность образовательных программ, развитие
многонациональной российской школы и негосударственного сектора
образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе
Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании". Однако произошедший в 90-х
годах общесистемный социально-экономический кризис существенно
затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из
образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в
значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. В
современных условиях образование более не может оставаться в состоянии
внутренней замкнутости и самодостаточности.
Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не
обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных
знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века:
математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор
информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и
гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное
образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить
проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню
квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений
профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в
современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения
общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным
доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.
В переходный период своего развития страна должна разрешить свои
назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на
общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее
опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее
страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и
организации, граждане - все заинтересованные в качественном образовании.
В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на
образование, существенное увеличение заработной платы работникам
образования и усиление стимулирования качества и результативности
педагогического труда.
Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования для
вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы
действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что
позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также
кардинально улучшить использование этих средств, направив их
непосредственно в учебные заведения.
В условиях ожидаемого демографического спада контингент учащихся
сократится практически на одну треть, что создает ситуационный резерв
для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети
общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других
"точек роста" в образовании.
Меры государственной поддержки образования будут сочетаться с усилением
роли органов государственной власти и управления образованием в
обеспечении совместно с общественностью высокого и современного качества
работы образовательных учреждений и организаций, независимо от их
организационно-правовых форм, систематическом анализе перспективных
потребностей рынков труда.
1.4. Цели и основные задачи модернизации образования
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение
современного качества образования на основе сохранения его
фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям
личности, общества и государства.
Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача,
она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект.
Интересы общества и государства в области образования не всегда
совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому
определение направлений модернизации и развития образования не может
замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного
ведомства.
Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане
России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные
институты государственной власти, органы местного самоуправления,
профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные,
коммерческие и общественные институты.
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.
Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:
обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
формирование в системе образования нормативно-правовых и
организационно-экономических механизмов привлечения и использования
внебюджетных ресурсов;
повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
развитие образования как открытой государственно-общественной системы на
основе распределения ответственности между субъектами образовательной
политики и повышения роли всех участников образовательного процесса -
обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.
Основой современной образовательной политики государства является
социальная адресность и сбалансированность социальных интересов.
Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты
только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с
представителями национальной экономики, науки, культуры,
здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных
организаций, с родителями и работодателями.
Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую
российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления,
методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты
общественного мнения должны пристально изучаться органами управления
образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться
при проведении модернизации образования.
2.1. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования
Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на
образование. Однако в условиях сложной социально-экономической ситуации
эти гарантии не всегда обеспечивались в полной мере. Правительство
Российской Федерации осуществит меры по их реализации, создав правовые и
экономические условия для:
бесплатности полного среднего образования в пределах государственного
образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в
пределах, установленных законодательством Российской Федерации;
равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;
получения образования в соответствии с установленными государственными
образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества
качество образования.
Доступность качественного образования означает также государственные гарантии:
обучения на учебно-материальной базе с использованием современного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы;
обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в
образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность;
социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней
диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических);
бесплатного пользования учащимися и студентами фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек.
Обучающиеся должны иметь информацию о состоянии и реальных потребностях
рынков труда, о величине затрат, осуществляемых государством и обществом
на их образование, о качественном уровне получаемого образования и его
соответствии государственным образовательным стандартам.
Для повышения объективности итоговой аттестации выпускников
общеобразовательной школы и обеспечения равных возможностей на получение
среднего и высшего профессионального образования предстоит осуществить
изменение сложившейся системы выпускных экзаменов в общеобразовательных
учреждениях и вступительных испытаний в высшие и средние специальные
учебные заведения с учетом результатов эксперимента по введению единого
государственного экзамена. При этом в высших учебных заведениях,
осуществляющих подготовку по профессиям, предполагающим наличие
определенных творческих, психологических, физических наклонностей, а
также реализующих учебные программы повышенной сложности, могут быть
установлены дополнительные требования к приему.
Одновременно будет отрабатываться система специализированной подготовки
(профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы,
ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся,
в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.
Для расширения доступности образования вне зависимости от места
жительства и уровня доходов семьи будет разработан и реализован комплекс
социально-экономических мер по обеспечению доступности образования на
всех его ступенях. В числе этих мер:
разграничение полномочий и ответственности между федеральными органами
государственной власти, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления;
передача оплаты труда и обеспечения учебного процесса в муниципальных
общеобразовательных школах в ведение субъектов Российской Федерации и
придания им статуса государственных образовательных учреждений;
введение адресных целевых выплат для малообеспеченных учащихся и
создание на региональном и муниципальном уровнях других механизмов
поддержки детей, нуждающихся в особой социальной защите. Это обеспечит
им доступность дополнительных образовательных услуг и возможность
обучения в учреждениях образования, реализующих программы повышенного
уровня;
создание системы государственного образовательного кредитования,
субсидирования для расширения возможностей детям из малообеспеченных
семей получать среднее и высшее профессиональное образование,
предусмотрев различные формы погашения кредита, субсидии; необходимо
также использовать возможности государственного образовательного
кредитования и субсидирования для подготовки студентов по
специальностям, имеющим особо важное значение для экономического и
социального развития государства;
нормативно-правовое регулирование условий привлечения в сферу
образования внебюджетных средств и их использования, обеспечение защиты
прав потребителей платных образовательных услуг;
последовательное увеличение суммарной величины академической и
социальной стипендии и доведение ее до уровня прожиточного минимума;
стимулирование создания для обучающихся фондов рабочих мест с неполным рабочим днем.
Для обеспечения гражданам равных условий получения на конкурсной основе
среднего и высшего профессионального образования будут в установленном
законом порядке рассмотрены предложения о предоставлении на определенных
условиях отсрочки призыва в Вооруженные Силы выпускникам средней
(полной) общеобразовательной школы и выпускникам образовательных
учреждений начального и среднего профессионального образования для
реализации ими права на поступление в учебные заведения соответственно
среднего или высшего профессионального образования.
Важной организационно-педагогической мерой будет восстановление на
современной технической основе учета детей школьного возраста и создание
государственно-общественной системы обеспечения обязательного основного
общего образования, мониторинга его реализации.
Для обеспечения сельским школьникам равных возможностей в получении
качественного общего образования будут осуществлены специальные меры по
поддержке сельской школы, а также ее реструктуризации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены
медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для
обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту
жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний - в
специальных школах и школах-интернатах.
Дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены
обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением.
Правительство Российской Федерации планирует осуществить комплексные
меры по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и
молодежи, социальным сиротством. В их числе:
создание сети учебно-воспитательных учреждений по типу суворовских,
нахимовских училищ, кадетских школ и корпусов, казачьих школ, летных,
мореходных, речных, промышленных, сельскохозяйственных и других училищ;
создание специализированных консультативных подростковых центров, где
подростки решали бы свои психолого-педагогические и медико-социальные
проблемы;
рационализация порядка и процедур усыновления детей, развитие системы приемных семей и детских домов семейного типа;
расширение подготовки специальных кадров - социальных педагогов и
психологов - по профилактике социального сиротства и для работы с детьми
группы риска;
подготовка и переподготовка педагогических кадров, а также проведение
родительского всеобуча по профилактике наркомании и алкоголизма;
введение на федеральном и региональном уровнях специальных уполномоченных по правам ребенка.
Одна из причин, вызывающих рост асоциального поведения подростков и
молодежи, нерациональная организация досуговой деятельности и
каникулярного времени, подлинной проблемой которого становится детская
безнадзорность. Органами государственной власти всех уровней и местного
самоуправления, органами управления образованием и образовательными
учреждениями с привлечением общественности будут приняты меры по
усилению педагогического влияния на детей и подростков в период летних
каникул и повышению их занятости.
2.2. Создание условий для повышения качества общего образования
Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация
которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение
обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности,
его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная
школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений,
навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной
ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие
современное качество содержания образования. Опираясь на богатейший опыт
российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции
отечественного естественно-математического, гуманитарного и
художественного образования.
Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать
органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в
общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания -
формирование у школьников гражданской ответственности и правового
самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности,
толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной
адаптации на рынке труда. В решении этих задач важно взаимодействие
школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и
остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей,
способностей и интересов, социального и профессионального
самоопределения детей и молодежи.
Исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье.
В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования планируется:
по итогам проводимого эксперимента пересмотреть структуру и содержание
общего образования, включая продолжительность обучения на каждой его
ступени (решение о переходе на 11-12-летнее школьное образование будет
принято по итогам эксперимента не ранее 2006 - 2007 годов);
разработать и ввести в действие государственные образовательные
стандарты общего образования и вариативный базисный учебный план,
позволяющий учитывать особенности регионов и возможности
общеобразовательных учреждений;
провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки
учащихся и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и
укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:
а) реальной разгрузки содержания общего образования;
б) использования эффективных методов обучения;
в) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
д) улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
е) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи;
обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при обеспечении
государственных образовательных стандартов - на основе многообразия
образовательных учреждений и вариативности образовательных программ;
более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства
формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного
развития личности;
отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе, в
том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями
начального, среднего и высшего профессионального образования;
усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся -
экономики, истории, права, русского, родного и иностранных языков,
улучшить профессиональную ориентацию и трудовое обучение, обеспечить
всеобщую компьютерную грамотность;
обеспечить знания выпускниками средней школы на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка;
предусмотреть введение обязательного экзамена по иностранному языку за
курс средней школы и обязательного экзамена по информационным
технологиям за курс основной школы;
создать в системе профессиональной ориентации условия для
психологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных
интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той
или иной профессии;
отработать в порядке эксперимента в 2002 - 2003 годах различные
механизмы реструктуризации основной и старшей ступени сельской школы
(при сохранении и поддержке малокомплектных школ и обеспечении в каждом
населенном пункте условий для реализации программ дошкольного и
начального образования);
организовать на селе систему "школьных автобусов";
обеспечить в рамках федеральной целевой программы "Развитие единой
образовательной информационной среды (2001 - 2005 гг.)" развитие
дистанционного образования и др.;
разработать нормативно-правовую базу для развития новых типов
общеобразовательных учреждений, в том числе образовательных центров и
комплексов, а также учреждений для детей, оставшихся без попечения
родителей;
обеспечить государственную поддержку школ для одаренных детей;
создать эффективную государственно-общественную систему экспертизы и
контроля качества учебной литературы, а также поддержки организации и
проведения конкурсов среди авторов на создание учебников нового
поколения;
обеспечить государственную поддержку образовательным учреждениям,
ведущим инновационную деятельность, как опорным площадкам процесса
модернизации образования;
создать независимую от органов управления образованием государственную
систему оценки качества образования, которая должна стать действенным и
надежным инструментом повышения эффективности образовательной
деятельности.
2.3. Создание условий для повышения качества профессионального образования
Государство возвращается в образование как гарант качества
образовательных программ и услуг, предоставляемых как
общеобразовательными, так и профессиональными образовательными
учреждениями, независимо от организационно-правовых форм.
Предстоит существенная модернизация содержания и структуры
профессионального образования в соответствии с требованиями основных
отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной
службы и др.
В качестве основного фактора обновления профессионального образования
выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники,
технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также
перспективные потребности их развития. Должна быть создана система
постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда
в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных
тенденций. В соответствии с этими потребностями предстоит выстроить
оптимальную систему профессионального образования, в частности, реальную
многоуровневую структуру высшего образования. Результаты
прогнозирования потребностей рынка труда, а также рейтинги учреждений
профессионального образования должны доводиться до населения через
средства массовой информации.
Планируется создание эффективной системы содействия трудоустройству
выпускников, включая развитие целевой контрактной подготовки,
формирование у всех выпускников вузов, ссузов и профессиональных училищ
готовности к самоопределению в вопросах подбора работы, в том числе и
открытию собственного дела.
В числе стратегических направлений развития профессионального
образования особое место занимает укрепление и модернизация
материально-технической базы и инфраструктуры образовательных
учреждений. Необходимо включение их в глобальную сеть Интернет и
локальные информационные сети, оснащение вузов современным
оборудованием, приборами, материалами, что обеспечит как повышение
качества учебного процесса, так и поддержку вузовской науки.
Особое внимание будет уделено развитию в российской высшей школе научных
исследований и разработок, оказывающих решающее влияние на укрепление
кадрового и технологического уровня народного хозяйства страны.
Наряду с этим уже в ближайшие годы будет реализован ряд мер,
направленных на повышение требований к качеству профессионального
образования, в частности:
переаттестацию всех образовательных программ в области экономики, права и менеджмента;
переаттестацию и при необходимости повторное лицензирование филиалов
вузов, а также негосударственных вузов, выдающих дипломы
государственного образца. К этим процедурам должны быть привлечены
ведущие вузы России, видные ученые соответствующих специальностей,
органы управления образованием субъектов Российской Федерации.
Необходимо обеспечить опережающее развитие начального и среднего
профессионального образования, поскольку на современном этапе возрастает
потребность народного хозяйства в высококвалифицированных работниках
начального и среднего звеньев производства. Надлежит существенно
актуализировать содержание и повысить качество профессиональной
подготовки на этих уровнях образования с ориентацией ее на международные
стандарты качества, интенсифицировать деятельность по укрупнению,
интеграции профессий, решительно повернуть учреждения начального и
среднего образования к потребностям местного рынка труда. Предусмотреть
увеличение их финансирования, в частности для создания современной
учебно-методической и информационной базы обучения, расширения
научно-исследовательских работ, издания учебной литературы для этих
уровней образования. Одновременно предстоит отработать и провести в
жизнь оптимальную концепцию реализации общего среднего образования в
начальных и средних профессиональных учебных заведениях, обеспечить
взаимосвязь их профессиональных образовательных программ, вертикальную
мобильность их учащихся.
Серьезному реформированию подлежит система управления профессиональным
образованием. Необходимо обеспечить качественное изменение во
взаимодействии регионов и федерального центра в вопросах
функционирования и развития профессионального образования всех уровней. В
целях повышения эффективности деятельности учреждений начального и
среднего профессионального образования следует разделить их на два
уровня - федерального и регионального подчинения, предусмотрев
возможность передачи части полномочий в этой сфере на муниципальный
уровень.
Для достижения нового качества профессионального образования будет осуществляться:
прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации сети
профессиональных образовательных учреждений, рекрутин-говых и
информационных агентств, служб занятости;
устранение сегментации профессионального образования, неоправданного
монополизма и слабой информированности потребителей, а также
диспропорций и излишнего дублирования в подготовке кадров;
оптимизация перечней профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров;
структурная и институциональная перестройка профессионального
образования, оптимизация сети его учреждений, отработка различных
моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего
профессионального образования, обеспечение реальной много-уровневости
высшего образования, создание университетских комплексов;
радикальное улучшение материально-технической базы профессиональных учебных заведений;
информатизация образования и оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого образования;
углубление в высшей школе интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с прорывными высокими технологиями;
повышение статуса вузовской науки как одного из основных факторов
обеспечения высокого качества подготовки специалистов, развития
производительных сил общества и непрерывного обновления содержания
профессионального образования;
интеграция университетской, академической и отраслевой науки;
разработка в рамках Федеральной программы развития образования подпрограммы "Университеты России";
осуществление государственной поддержки ведущих научных и творческих школ с определением порядка и форм такой поддержки;
формирование условий для непрерывного профессионального роста кадров,
привлечение в этих целях ведущих ученых Российской академии наук,
обеспечение преемственности различных уровней профессионального
образования и создание эффективной системы дополнительного
профессионального образования, обеспечивающей психологическую поддержку
населению при смене видов деятельности и карьерном росте;
сосредоточение переподготовки высвобождающегося и незанятого населения в
учреждениях начального и среднего профессионального образования с
учетом конкурсного отбора и наличия центров службы занятости;
обеспечение участия работодателей и других социальных партнеров в
решении проблем профессионального образования, в том числе в разработке
образовательных стандартов, согласующихся с современными
квалификационными требованиями (профессиональными стандартами), в
формировании заказа на подготовку специалистов, в контрактной подготовке
кадров и проведении кадровой политики на уровне субъектов Российской
Федерации;
организация на базе гражданских учебных заведений высшего и среднего
профессионального образования общепрофессиональной подготовки офицеров
по отдельным специальностям инженерного, социально-экономического и
гуманитарного профилей, создание межвузовских военных факультетов
подготовки офицеров запаса.
Для стимулирования научно-исследовательской деятельности преподавателей
высшей школы будут расширены масштабы ее финансовой государственной
поддержки, в том числе - в форме грантов на конкурсной основе.
Основная цель профессионального образования - подготовка
квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля,
конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного,
свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных
областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности
на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному
росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение
потребностей личности в получении соответствующего образования.
Решение задачи коренного улучшения системы профессионального
образования, качества подготовки работников в тесной взаимосвязи с
развитием фундаментальной и прикладной науки имеет определяющее значение
для будущего страны. Оно предполагает совместные усилия академического и
педагогического сообщества, государства, предпринимательских кругов.
2.4. Формирование эффективных экономических отношений в образовании
В ходе модернизации образования, рассматриваемого как приоритетная
отрасль национальной экономики, государство будет последовательно
наращивать его финансовую поддержку до необходимой потребности.
Важными элементами формирования эффективных экономических механизмов
модернизации и развития образования, обеспечивающих фактически новые
принципы и систему финансирования отрасли, должны стать:
введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и
начального профессионального образования с учетом обеспечения
государственных образовательных стандартов и необходимых условий
образовательного процесса;
разработка дифференцированных нормативов бюджетного финансирования
учреждений (организаций) высшего и в перспективе среднего
профессионального образования, отражающих характер реализуемых ими
образовательных программ;
создание системы государственного образовательного кредитования,
субсидирования граждан из малообеспеченных семей и отдаленных территорий
для получения ими профессионального образования;
выделение средств на развитие образования из бюджетов всех уровней,
включая средства на приобретение учреждениями образования
учебно-лабораторного оборудования и информационно-вычислительной
техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также на
повышение квалификации преподавателей;
достижение прозрачности межбюджетных отношений в части, касающейся финансового обеспечения образования;
развитие механизмов финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований с учетом требований модернизации образования;
обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нужды образования из бюджетов разных уровней;
стимулирование соучредительства и многоканального финансирования
учреждений профессионального образования; переход к финансированию
учреждений профессионального образования на контрактной основе;
нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности
учреждений образования, в том числе на основе увеличения разнообразия
организационно-правовых форм образовательных учреждений и организаций;
последовательная реализация принципа экономической автономии учебных
заведений при введении казначейской системы учета внебюджетных средств
образовательных учреждений;
обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных
учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности;
создание условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования; систематизация льгот, в том числе налоговых;
расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных
образовательных услуг, в том числе для населения, как средства
удовлетворения повышенного образовательного спроса и как внутреннего
ресурса финансирования образовательных учреждений, стимулирования
инновационных образовательных процессов;
создание на базе образовательных учреждений (особенно в сельской
местности) культурно-образовательных, учебно-производственных,
медико-оздоровительных центров;
поддержка профильного учебного производства на базе образовательных учреждений;
предоставление возможности использовать средства Федеральной программы
развития образования для финансирования программ развития всех типов и
видов государственных и муниципальных образовательных учреждений на
условиях софинансирования из соответствующих бюджетов.
Система образования должна быть ориентирована не только на задания со
стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный
образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ,
предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных
потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения
дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.
2.5. Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом
Государство рассматривает улучшение материального положения и повышение
социального статуса работников образования как одну из приоритетных
задач образовательной политики.
Повышение профессионального уровня педагогов и формирование
педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, -
необходимое условие модернизации системы образования России.
В рамках подпрограммы "Педагогические кадры России" Федеральной
программы развития образования предусматриваются меры по преодолению
негативных тенденций в кадровом обеспечении образования, повышению
социального статуса и профессионализма педагогических работников. Они
будут включать в себя следующие основные направления:
1. Повышение статуса педагогического работника.
Все педагогические работники должны получить возможность реализовать право на:
участие посредством профессиональных педагогических сообществ
(ассоциаций, объединений, союзов и др.) в управлении образованием, в
выработке принципов и направлений образовательной политики;
свободное получение профессиональной информации, связанной с образованием;
бесплатное пользование фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек;
льготное первоочередное обеспечение жилой площадью в пределах социальных
норм, в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Усиление государственной поддержки и стимулирования труда педагогических и управленческих работников образования:
введение финансирования расходов по оплате труда работников
общеобразовательных учреждений из бюджетов субъектов Российской
Федерации; при этом за счет введения нормативного финансирования должен
быть зафиксирован обязательный надтарифный фонд, дающий возможность
образовательному учреждению гибко устанавливать надбавки и доплаты в
целях стимулирования качества работы и привлечения кадров, пользующихся
повышенным спросом на рынке труда;
осуществление на основе модернизации ЕТС перехода на систему оплаты
труда педагогических работников с учетом специфики образовательной
отрасли; доведение к 2006 году средней заработной платы учителей до
уровня средней по промышленности;
введение надбавок молодым специалистам на первые три года педагогической
деятельности, надбавок за продолжительность непрерывной работы в
образовательных учреждениях, а также надбавок, стимулирующих высокие
результаты педагогической деятельности;
решение в установленном порядке вопроса об отсрочке призыва в ряды
Вооруженных Сил для выпускников учреждений высшего и среднего
профессионального образования, получивших педагогическую специальность,
на время их работы на штатных должностях с полной учебной нагрузкой
педагога, воспитателя, мастера производственного обучения в учреждениях
общего и начального профессионального образования, имеющих
государственную аккредитацию, детских домах и интернатах;
совершенствование системы пенсионного обеспечения различных категорий педагогических работников;
совершенствование системы медицинского и социального страхования работников образования;
формирование отраслевой системы ипотечного кредитования приобретения жилья;
закрепление нормативно-правовыми актами Российской Федерации льгот
педагогическим работникам в области оплаты жилья и коммунальных услуг в
сельской местности.
3. Повышение профессионализма педагогических кадров:
разработка и экспериментальная апробация моделей реформирования системы
подготовки педагогических кадров - ее организации, структуры,
содержания, принципов взаимосвязи с образовательной практикой и
инновационными процессами в образовании; увеличение объема и повышение
качества подготовки педагогических кадров для системы начального и
среднего профессионального образования;
реорганизация системы учреждений повышения квалификации работников
образования, перевод их финансирования на конкурсную основу и введение
персонифицированного финансирования повышения квалификации педагога на
основе его собственного выбора места дополнительного профессионального
образования;
оплачиваемое государством повышение квалификации или переподготовку в
установленных государством объемах не реже, чем один раз в пять лет;
организация и проведение всеобуча по информационным технологиям для управленческих и педагогических кадров;
реорганизация методической службы органов управления образованием;
построение ее деятельности на принципах сетевой организации и
маркетинга;
создание эффективной системы подготовки, повышения квалификации и
аттестации руководителей органов управления образованием и
образовательных учреждений, введение единого порядка замещения ими
руководящих должностей.
Основной задачей является модернизация системы научно-методического обеспечения образования, предусматривающая:
качественное обновление педагогической науки, преодоление неоправданного
дублирования ведомственных институтов и научных учреждений Российской
академии образования, оторванности их от запросов современной
образовательной практики;
возрождение практико-ориентированных научных школ и построение
принципиально новых моделей прикладных исследований, способствующих
развитию педагогической науки и распространению образовательных
инноваций;
целевое финансирование перспективных прикладных исследований и социально-образовательных проектов.
2.6. Управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики
В процессе модернизации образования предстоит обеспечить, во-первых,
открытость образования как государственно-общественной системы и,
во-вторых, переход от патерналистской модели к модели взаимной
ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов
образовательной политики и их взаимодействия.
Необходимо расширить участие общества в выработке, принятии и реализации
правовых и управленческих решений в образовании. Этот процесс должен
обеспечиваться как соответствующей нормативно-правовой базой, так и
реальными механизмами действенного общественного участия в развитии
образования.
Планируется в установленном порядке закрепить правовой статус
попечительского совета образовательного учреждения, обеспечивающий
участие совета в формировании перечня платных образовательных услуг,
оказываемых учреждением сверх соответствующих образовательных программ и
государственных образовательных стандартов, определении направлений
профориентационной деятельности, решении кадровых вопросов, организации
общественного контроля за расходованием внебюджетных средств учреждения и
др.
Важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модернизации системы
образования - модернизация самой модели управления этой системой. В
современных условиях управление образованием - это прежде всего
управление процессом его развития. Необходимо создать отсутствующую до
настоящего времени единую систему образовательной статистики и
показателей "качества образования, сопоставимую с мировой практикой, а
также систему мониторинга образования.
Ближайшая цель - формирование оптимальной модели управления, в которой
будут четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции
и ответственность всех субъектов образовательной политики, прежде всего
- образовательных учреждений и органов местного самоуправления,
региональных и федеральных управленческих структур. Должна быть
обеспечена гласность и прозрачность обсуждения и принятия управленческих
решений.
В современных условиях значительную и всевозрастающую часть информации
учащиеся получают самостоятельно и, в первую очередь, через средства
массовой информации. В этой связи планируется разработать и осуществить
меры активизации роли средств массовой информации в формировании
культуры, воспитании гражданских качеств, повышении ответственности за
демонстрацию и пропаганду насилия, порнографии, расовой и национальной
розни, религиозной нетерпимости. Будет увеличено число и повышено
качество образовательных программ на государственных радио- и
телеканалах, расширены возможности свободного и оперативного получения
информации, в частности через создание общедоступных электронных
библиотек в рамках федеральных целевых программ "Электронная Россия" и
"Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)".
Предполагается осуществить следующие меры, направленные на развитие
образования как открытой и единой государственно-общественной системы:
введение государственных минимальных требований нормативной
обеспеченности образовательных учреждений (методической, кадровой,
информационной, материально-технической), за исполнение которых несут
ответственность учредители и несоблюдение которых может служить
основанием для прекращения деятельности соответствующих учреждений;
создание нормативно-правовой базы для обеспечения широкого развития
многообразных договорных отношений в сфере образования (между гражданами
и образовательным учреждением; между образовательным учреждением и его
учредителями; между соучредителями образовательного учреждения; между
образовательными учреждениями и работодателями);
отработка правовых и экономических механизмов соучредительства и
софинансирования образовательных учреждений органами государственной
власти федерального и регионального уровня и органами местного
самоуправления;
расширение публичности деятельности образовательных учреждений и органов
управления образованием, в том числе и в части использования бюджетных и
внебюджетных средств;
поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений путем
финансирования и софинансирования наиболее значимых образовательных
проектов;
развитие негосударственных образовательных организаций (учреждений) при
одновременном усилении контроля за качеством реализации ими
образовательных программ;
осуществление в системе дошкольного образования постепенного перехода к
долевому финансированию дошкольных образовательных учреждений со стороны
государства, учредителя и родителей, при одновременной адресной
социальной поддержке малообеспеченных семей;
упорядочение форм оплаты дополнительных образовательных услуг сверх
государственного образовательного стандарта в общем и профессиональном
образовании и усиление контроля за использованием полученных средств со
стороны попечительских и родительских советов;
введение персональных счетов для детей-инвалидов с целью аккумулирования
государственных, корпоративных, спонсорских и родительских средств на
образование и оздоровление каждого ребенка;
повышение ответственности образовательного учреждения за невыполнение
своих функций, определенных уставом, нормативных условий
образовательного процесса, государственного образовательного стандарта.
Система образования является сферой взаимодействия интересов государства
и общества, в лице их институтов и граждан. Каждый из субъектов
образовательных правоотношений должен иметь возможность влиять на
функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести
свою долю ответственности за создание условий, необходимых для
выполнения системой образования своих социальных и образовательных
функций.
3. Основные направления, этапы и меры реализации образовательной политики
Модернизация образования - это масштабная программа государства,
осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к
достижению нового качества российского образования, которое определяется
прежде всего его соответствием актуальным и перспективным запросам
современной жизни страны.
На первом этапе, в 2001 - 2003 годах, предстоит в полном объеме
восстановить ответственность государства в сфере образования.
Государство обеспечивает запуск процесса модернизации образовательной
отрасли, создавая при этом необходимые условия для широкого участия
общества в этом процессе. Модернизация образования разворачивается и
происходит в контексте общего современного процесса реформирования
различных сторон российской жизни, в тесном взаимодействии с другими
реформами, одновременно являясь для них источником обеспечения
необходимого кадрового ресурса.
На этом этапе модернизация образовательной системы тесно связана с
процессом ее стабилизации, с выходом на минимальные необходимые
бюджетные нормативы, решением социально значимых проблем.
Основные направления и первоочередные меры образовательной политики этого этапа составляют:
1. Передача оплаты труда работников общеобразовательных учреждений и
обеспечение учебного процесса на уровень субъектов Российской Федерации и
придание муниципальным учреждениям общего образования статуса
государственного образовательного учреждения, а также:
осуществление мер по постепенному переходу к долевому финансированию
дошкольных образовательных учреждений и передачу в ведение субъектов
Российской Федерации финансирования и реализации программ дошкольного
образования;
разработка нормативно-правовой базы для соучредительства образовательных
учреждений субъектами Российской Федерации и органами местного
самоуправления, в том числе образовательных комплексов "школа - детский
сад".
2. Обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством:
принятие государственных стандартов общего образования;
организация экспериментальной апробации нового содержания общего
образования, его разгрузка, ориентация на потребности личности и
современной жизни страны;
создание условий для введения профильного обучения в старшей ступени общеобразовательной школы;
формирование и приведение в действие независимой от органов управления
образованием государственной системы аттестации и контроля качества
образования;
экспериментальная отработка форм единого государственного экзамена.
3. Совершенствование структуры и увеличение бюджетного финансирования образования:
обеспечение бюджетного финансирования образования в приоритетном
порядке. Ежегодное увеличение доли бюджетных средств, в том числе в
рамках федеральных целевых программ, направляемых на развитие
образования в части приобретения оборудования и информационных ресурсов,
повышения квалификации преподавателей, капитальных вложений,
финансирования экспериментальных инновационных площадок;
нормативное финансирование образовательных учреждений после
экспериментальной отработки его моделей и других
организационно-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное
использование средств, направляемых в образование;
ликвидация задолженностей образовательных учреждений, накопившихся в
результате неисполнения бюджетных обязательств и не-дофинансирования
обязательств по платежам за коммунальные услуги.
4. Усиление социальной направленности системы образования:
принятие комплексных мер по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и молодежи, социальным сиротством;
обеспечение адресной социальной поддержки обучающихся из
малообеспеченных семей, из числа инвалидов, сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей;
создание системы государственного образовательного кредитования,
субсидирования для расширения возможностей получения детьми из
малодоходных семей среднего и высшего профессионального образования;
расширение доступности дошкольного образования с адресной поддержкой малообеспеченных семей;
разработка и реализация в рамках федеральной целевой программы "Молодежь
России" подпрограммы "Физическое воспитание и оздоровление детей,
подростков и молодежи в Российской Федерации (2002 - 2005 гг.)".
5. Всесторонняя поддержка сельских и поселковых школ, их приоритетная
информатизация и обеспечение учебным оборудованием, совершенствование их
образовательного процесса и материально-технической базы.
6. Структурная и институциональная перестройка профессионального
образования, усиление его ориентации на федеральный и местные рынки
труда:
обеспечение приоритетной государственной поддержки ведущих вузов,
научных и творческих школ, обеспечение интеграции академической,
вузовской и отраслевой науки;
совершенствование структуры и сети учреждений начального и среднего
профессионального образования, развитие системы профессиональных
колледжей, актуализация содержания и повышение качества профессиональной
подготовки, ее ориентации на потребности местных рынков труда;
развитие системы образования взрослых и непрерывного профессионального
образования, концентрация переподготовки высвобождающегося и незанятого
населения в учреждениях начального и среднего профессионального
образования;
введение системы мер, обеспечивающих реализацию государственных
приоритетов в профессиональном образовании (государственное задание,
целевые возвратные субсидии);
создание системы прогнозирования перспективной потребности в
квалифицированных кадрах в разрезе профессий и специальностей,
совершенствование на этой основе формирования государственных заданий
учреждениям профессионального образования.
7. Обеспечение экономической самостоятельности и разнообразия форм
образовательных учреждений (организаций), инвестиционной
привлекательности системы образования путем внесения поправок в
законодательство Российской Федерации и другие нормативные акты,
стимулирование таким образом юридических лиц и граждан, инвестирующих в
образование или оказывающих ему безвозмездную поддержку.
8. Повышение социального статуса, государственной поддержки и профессионального уровня работников образования:
введение надбавок, стимулирующих высокие результаты педагогической
работы, за продолжительность непрерывной работы в образовательных
учреждениях, а также надбавок молодым специалистам;
на основе модернизации ЕТС подготовка к осуществлению перехода на
систему оплаты труда педагогических работников с учетом специфики
образовательной отрасли;
совершенствование системы пенсионного обеспечения различных категорий
педагогических работников, их медицинского и социального страхования;
решение вопроса о предоставлении отсрочки от призыва на действительную
военную службу молодым специалистам и педагогам на время их работы в
учреждениях общего образования, в том числе детских домах и
школах-интернатах, и начального профессионального образования, имеющих
государственную аккредитацию;
разработка и реализация в рамках Федеральной программы развития
образования приоритетного направления "Педагогические кадры России";
повышение квалификации и переподготовка педагогических и управленческих
кадров по направлениям модернизации образования за счет средств
бюджетов.
9. Принципиальное обновление системы научно-методического обеспечения
образования, перестройка организации педагогической науки, преодоление
ее оторванности от запросов современного общества и передовой
образовательной практики, повышение ее роли в поддержке, проектировании,
экспертизе образовательных инноваций, в обеспечении непрерывности
процессов обновления образования.
10. Приведение нормативно-правовой базы сферы образования в соответствие с задачами ее модернизации.
На втором этапе, в 2004 - 2005 годах, предстоит в полном масштабе
реализовать изложенные ранее меры, в частности те, которые проходили
экспериментальную проверку на первом этапе и после оценки результатов
получили поддержку, развернуть новые модели содержания образования, его
организации и финансирования. Все это должно быть основано на детальном
анализе регионального опыта и специфики местных условий, должно
обеспечивать достижение основных задач модернизации образования, в
первую очередь - современное качество образования и его реальную
доступность для населения.
Проведенные ранее эксперименты позволят четко определить социальные
риски новых форм и выработать соответствующие компенсирующие механизмы. В
ходе второго этапа будет проведено последовательное расширение
ресурсного обеспечения образования, в первую очередь со стороны бюджетов
всех уровней.
Особое значение на этом этапе приобретает разработка механизмов
управления инновационными проектами, выстроенными с целью реализации
новых моделей в образовании. Эти модели будут разрабатываться и
внедряться с учетом региональной специфики.
Вместе с тем, на данном этапе значительно более важную роль в развитии
образования должно играть общество: предприятия, семьи, местное
самоуправление, общественные организации. Это будет обеспечиваться двумя
факторами. Во-первых, доходы семей и предприятий (и прямо зависящие от
них возможности местных бюджетов) позволят существенно увеличить
платежеспособный спрос на образование, в первую очередь -
профессиональное, и расширить поддержку образовательных организаций как в
форме бюджетного финансирования, так и в виде спонсорской помощи.
Во-вторых, формирование прозрачных механизмов управления образованием и
образовательными учреждениями сделает более эффективными различные формы
общественной поддержки и контроля.
В целом образование будет более ориентировано на рынок труда и
требования социально-экономического развития страны. Контракты с
конечными потребителями частично вытеснят форму государственного задания
(особенно в начальном и среднем профессиональном образовании). Это
позволит снизить темпы роста бюджетного финансирования профессионального
образования. В то же время бюджетное финансирование общего образования
из региональных и местных бюджетов должно сохранять высокие темпы роста
до конца десятилетия.
Во второй половине десятилетия, в 2006 - 2010 годах, должны четко обозначиться первые результаты модернизации образования:
рост его ресурсообеспеченности в результате эффективного перенаправления
сложившихся финансовых потоков (при этом частные средства, поступающие в
образование, могут возрасти с 1,3% до 2,5% ВВП);
реальное повышение качества общего и профессионального образования,
выход общеобразовательной школы на уровень современных требований и
профессиональной школы на международный уровень; на этой основе экспорт
образовательных услуг России может составить от 2 до 3 млрд долларов
США;
снижение социальной напряженности в обществе, локализация очагов
социального неблагополучия в виде детской беспризорности и преступности;
на основе повышения заработной платы работников образования будут
обеспечены рост социального статуса и улучшение качественного состава
педагогического корпуса, в частности, его омоложение;
повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности
профессионального образования в результате опережающего обновления
материально-технической базы начального и среднего профессионального
образования, их адаптации к рынкам труда.
Одобряя данную Концепцию, Правительство Российской Федерации считает,
что уже в ближайшие месяцы, в течение которых необходимо завершить
разработку обновленной образовательной политики и механизма запуска
модернизации образования, государственные и общественные институты
страны должны продемонстрировать решимость и последовательность в
реализации планов модернизации российского образования на период до 2010
года."