"О базисных учебных планах общеобразовательной и профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа" Письмо от 20 мая 2003 г. N 772/26-5 Министерства образования Российской Федерации

Министерство образования Российской Федерации направляет для использования в работе:
Базисный учебный план общеобразовательной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа (приложение N 1);
Базисный учебный план профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа (приложение N 2);
Рекомендации по использованию базисных учебных планов общеобразовательной и профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа (приложение N 3).
Вышеуказанные базисные учебные планы подготовлены Министерством в целях реализации пункта 1 статьи 15, пункта 19 статьи 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" и могут быть использованы при разработке учебных планов специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа.

Заместитель министра  Е.Е.Чепурных

Пояснительная записка
к Базисному учебному плану общеобразовательной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа

Базисный учебный план общеобразовательной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, реализующих программы начального общего и основного общего образования, составлен на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 9 февраля 1998 г. N 322.

Базисный учебный план общеобразовательной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа может служить основой для разработки учебного плана общеобразовательной подготовки конкретного учреждения.

При разработке учебного плана общеобразовательной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа не допускаются:
увеличение указанного максимального количества часов на изучение общеобразовательных дисциплин по каждому классу;
уменьшение количества часов на изучение русского языка, литературы и математики.

Учитывая специфику учреждения, его педагогический состав и состав воспитанников, при разработке учебного плана общеобразовательной подготовки представляется возможным:
реализовывать региональный (национально-региональный) компонент в каждой образовательной области инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, кроме образовательной области "Математика" и предметов "физика" и "химия";
реализовывать региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения за счет вариативной части Базисного учебного плана общеобразовательной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа;
изменять количество часов, отведенных на изучение отдельных предметов, в установленных пределах общего количества часов при сохранении количества часов на изучение русского языка, литературы и математики;
увеличивать количество часов на предметы, влияющие на правовое образование воспитанников (обществознание, граждановедение, право и др.);
предусматривать изучение предметов "изобразительное искусство", "музыка", "иностранный язык" в рамках программ дополнительного образования;
вводить дополнительные часы предмета "физическая культура" за счет часов регионального (национально-регионального) компонента учебного плана и/или в рамках программ дополнительного образования (в соответствии с совместным приказом Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России, Российской академии образования от 16.07.02 N 2715/227/166/19 "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации");
предусматривать углубленное изучение предметов "технология", "трудовое обучение", "черчение" в рамках инвариантной и вариативной части Базисного учебного плана общеобразовательной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа и/или в рамках программ дополнительного образования;
организовывать производительный труд и трудовую практику воспитанников в рамках вариативной части Базисного учебного плана общеобразовательной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа и/или в рамках программ дополнительного образования;
уменьшать общее количество часов в неделю (как правило, не более чем до 20 часов) с использованием высвобождаемого объема учебного времени для организации профессиональной подготовки и производительного труда воспитанников;
осуществлять интеграцию отдельных курсов.

При организации в специальном учебно-воспитательном учреждении профессиональной подготовки воспитанников, достигших возраста 14 лет, в целях исключения дублирования предметы "технология", "трудовое обучение" и "черчение" предусматриваются в Базисном учебном плане профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа

Пояснительная записка
к Базисному учебному плану профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа

Базисный учебный план профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа составлен на основе модели учебного плана для учреждений начального профессионального образования, введенной приказом Минобразования России от 22 июня 1994 г. N 215, и модели учебного плана для профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям, введенной приказом Минобразования России от 21 октября 1994 г. N 407.

Базисный учебный план профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа сориентирован на профессиональную подготовку воспитанников, достигших возраста 14 лет, не имеющих основного общего образования, по профессиям 1-й ступени квалификации в соответствии с Перечнем профессий профессиональной подготовки, согласованным с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и утвержденным приказом Минобразования России от 29 октября 2001 г. N 3477. В нем указывается примерный объем учебного времени, необходимого для освоения программы профессиональной подготовки, в том числе - резерв времени, отводимый на конкретизацию содержания специального предмета, производственную практику.

Базисный учебный план профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа может служить основой для разработки рабочего учебного плана профессиональной подготовки по конкретной профессии конкретного учреждения.
При разработке рабочего учебного плана профессиональной подготовки с учетом специфики профессии определяются:
срок обучения;
количество часов на дисциплины общетехнического, общепрофессионального (отраслевого) и профессионального циклов,
полный перечень изучаемых предметов;
перечень предметов, выносимых на экзамены;
структура учебного года, годовой календарный учебный график;
число учебных дней в неделю (5 или 6);
резерв времени, консультации и др.

При разработке рабочего учебного плана по обучению вторым (смежным) профессиям предполагается сокращение общего количества учебных часов Базисного учебного плана профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа за счет исключения материала, ранее изученного воспитанником при получении первой профессии.

Приложение N 3
к письму Минобразования РФ
от 20 мая 2003 г. N 772/26-5

Рекомендации
по использованию базисных учебных планов общеобразовательной и профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями), Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменением), Типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. N 420 (с изменениями и дополнениями), специальное учебно-воспитательное учреждение призвано обеспечить психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию воспитанников, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования и профессиональной подготовки.

Содержание образования в конкретном специальном учебно-воспитательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим учреждением самостоятельно.
Организация образовательного процесса в учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, самостоятельно разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением.

При организации образовательного процесса в специальном учебно-воспитательном учреждении следует учитывать особенности контингента воспитанников:
наличие у воспитанников различных нарушений физического и психического здоровья, нарушений в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы (несформированность функций внимания, памяти, мышления, нарушения коммуникативной сферы, недостаточность или отсутствие мотивации к обучению и т.д.);
отставание образовательного ценза вновь поступающих воспитанников от их возрастного ценза;
наличие серьезных пробелов в знаниях воспитанников;
несформированность или слабая сформированность учебных и трудовых навыков;
отсутствие единых сроков пребывания, поступления и выпуска воспитанников.

Для каждого воспитанника психолого-медико-педагогическая комиссия учреждения с учетом особенностей его психофизического развития, образовательного уровня, потенциальных возможностей определяет индивидуальный вариант обучения: выбирается соответствующий учебный план (планы), устанавливается продолжительность периода устранения пробелов в знаниях, определяются начало и окончание освоения воспитанником образовательных программ.
Предлагаемые базисные учебные планы дают возможность обеспечить личностно ориентированный подход к воспитанникам специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа при получении каждым из них образования с учетом их образовательного потенциала, времени поступления в учреждение, планируемых сроков пребывания в нем, фактического уровня знаний при поступлении.

1. Воспитанники специального учебно-воспитательного учреждения, не имеющие основного общего образования, за время пребывания в учреждении могут освоить общеобразовательную программу за один или несколько классов в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа (см. приложение N 1).

Следует принимать во внимание, что для воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен (пункт 5 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об образовании").

С учетом специфики организации обучения воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений допускается увеличение сроков освоения воспитанниками образовательных программ по сравнению с общеобразовательными учреждениями.

Для воспитанников, образовательный ценз которых значительно отстает от их возрастного ценза, а также для воспитанников, проявляющих осознанную потребность в ускоренном курсе обучения, на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии учреждения можно организовывать их ускоренную общеобразовательную подготовку в рамках государственных образовательных стандартов.

Воспитанники могут ограничиться получением только общего образования (без получения профессиональной подготовки или начального профессионального образования). При этом следует руководствоваться Базисным учебным планом общеобразовательной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа (см. приложение N 1) (для I - IX классов) и Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 9 февраля 1998 г. N 322 (для X, XI классов).

Государственную (итоговую) аттестацию выпускников следует проводить в сроки, устанавливаемые Минобразованием России, в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 3 декабря 1999 г. N 1075 (в редакции приказов Минобразования России от 16.03.01 N 1022, от 25.06.02 N 2398 и от 21.01.03 N 135). По окончании реализации программ основного общего или среднего (полного) общего образования выпускник должен получить документ государственного образца - аттестат об основном общем образовании и/или аттестат о среднем (полном) общем образовании в соответствии с вышеназванным Положением.

Вместе с тем важнейшим направлением социализации воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, подготовки их к самостоятельной жизни после выпуска из учреждения является обеспечение их трудовой подготовки, профессиональной подготовки и начального профессионального образования.

В частности, для воспитанников, не достигших возраста 14 лет, представляется возможным организовывать углубленное изучение предметов "технология", "трудовое обучение" и "черчение" в рамках инвариантной и вариативной части Базисного учебного плана общеобразовательной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа и/или в рамках программ дополнительного образования.
2. Воспитанники, достигшие возраста 14 лет, могут получить параллельно с общим образованием профессиональную подготовку по отдельным профессиям Перечня профессий профессиональной подготовки, утвержденного приказом Минобразования России от 29 октября 2001 г. N 3477, в соответствии с Базисным учебным планом профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа (см. приложение N 2).

При определении перечня профессий, которые могут получить воспитанники учреждения, следует, насколько это возможно, учитывать наряду с интересами, способностями, психофизическими и возрастными особенностями несовершеннолетних востребованность конкретной профессии, обеспечивающую в дальнейшем конкурентоспособность выпускников учреждения на рынке труда.

Получение вышеуказанных профессий не должно быть связано с вредными и опасными условиями труда, а также с использованием материально-технической базы повышенной сложности.

В целях обеспечения охраны здоровья воспитанников при организации профессиональной подготовки и начального профессионального образования в специальных учебновоспитательных учреждениях открытого и закрытого типа необходимо руководствоваться действующими требованиями к условиям и видам работ для профессионального обучения и труда подростков (Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.6.664.-97), а также перечнем медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков, утвержденным Министерством здравоохранения СССР и Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию (1985 г.).

Для воспитанников, которые в связи с наличием у них медицинских противопоказаний не могут обучаться соответствующим профессиям, организуются занятия производительным трудом в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, с учетом их возраста и состояния здоровья.
К концу обучения каждый воспитанник должен выполнять все работы, предусмотренные квалификационной характеристикой. Если аттестуемый на начальный разряд показывает знания и практические умения выше уровня, установленного квалификационной характеристикой, ему может быть присвоена квалификация на разряд выше.

К самостоятельному выполнению работ воспитанники допускаются только после сдачи зачета по правилам безопасности труда.
По окончании теоретических занятий в обязательном порядке проводится экзамен по специальному предмету базового курса. С учетом специфики профессии экзамены могут назначаться и по другим предметам. Экзамены проводятся за счет времени, отводимого на данный предмет. Квалификационный экзамен проводится в установленном порядке квалификационными комиссиями, создаваемыми в соответствии с действующими нормативными документами. По итогам квалификационного экзамена воспитанник получает документ государственного образца - свидетельство о присвоении квалификации по профессии (приказ Минобразования России от 03.06.94 N 183 "Об утверждении документов государственного образца об уровне образования и квалификации для выпускников учреждений начального профессионального образования").

При организации в специальном учебно-воспитательном учреждении групп воспитанников, получающих профессиональную подготовку параллельно с освоением общеобразовательных программ, в целях исключения дублирования предметы "технология", "трудовое обучение" и "черчение" исключаются из Базисного учебного плана общеобразовательной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа (см. приложение N 1) и переносятся в Базисный учебный план профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа (см. приложение 2).

В этом случае итоговые оценки по указанным предметам выставляются в документ о получении основного общего образования по итогам реализации программ профессиональной подготовки.
3. Воспитанники, имеющие основное общее или среднее (полное) общее образование, могут получить:
профессиональную подготовку в соответствии с Базисным учебным планом профессиональной подготовки специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа (см. приложение N 2). По итогам квалификационного экзамена воспитаннику выдается документ государственного образца - свидетельство о присвоении квалификации по профессии;
начальное профессиональное образование в соответствии с приказом Минобразования России от 22 июня 1994 г. N 215 "О введении в действие документов государственного стандарта начального профессионального образования". При этом воспитанники, имеющие основное общее образование, могут получить начальное профессиональное образование без получения среднего (полного) общего образования (2-я ступень квалификации) и с получением среднего (полного) общего образования (3-я ступень квалификации); воспитанники, имеющие среднее (полное) общее образование, могут получить начальное профессиональное образование (3-я ступень квалификации). По итогам квалификационного экзамена выпускнику выдается документ государственного образца - диплом о получении начального профессионального образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 03.06.94 N 183 "Об утверждении документов государственного образца об уровне образования и квалификации для выпускников учреждений начального профессионального образования").

В случае если срок выпуска воспитанников из специального учебно-воспитательного учреждения не совпадает с окончанием освоения образовательных программ, воспитанники при выпуске получают справку установленного образца.

Каждое учреждение выбирает свой вариант организации образовательного процесса и составляет соответствующее расписание занятий. При этом в соответствии с пунктом 45 Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением недельная учебная нагрузка воспитанников не должна превышать 36 часов.

При разработке учебных планов, расписания занятий воспитанников необходимо учитывать наработанный положительный опыт, состав педагогических кадров, укомплектованность штатов, уровень оснащенности образовательного процесса и материально-технического обеспечения специального учебно-воспитательного учреждения.

Кроме того, при планировании образовательного процесса в учреждении необходимо предусматривать время на реабилитационную работу с воспитанниками (индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия).

Важным аспектом формирования учебного плана является необходимость обеспечения направленности учебного процесса на решение основных задач специального учебно-воспитательного учреждения: преодоление последствий школьной и социальной дезадаптации воспитанников, формирование у них законопослушного поведения, осознанной потребности в получении образования, способности к адекватной самооценке, самоконтролю, творческому осмыслению собственных возможностей и перспектив и, как следствие, - успешной самореализации в различных сферах общественной жизни.

К основным отличительным особенностям учебных планов специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа относятся их гибкость, вариативность, а также значительный реабилитационный и воспитательный потенциал, позволяющие обеспечивать реализацию вышеперечисленных задач средствами различных учебных дисциплин.

В частности, дисциплины образовательной области "Филология" (русский язык, литература, а также иностранный язык), помимо совершенствования навыков устной и письменной речи, повышения языковой грамотности воспитанников, способствуют развитию у них коммуникативных способностей и навыков конструктивного общения, повышению уровня общекультурного развития, формированию важнейших духовно-нравственных понятий и общечеловеческих ценностей.

Курсы, изучаемые в рамках другой базовой образовательной области - "Математика", кроме повышения уровня знаний в данной области, также помогают развивать у воспитанников внимание, память, воображение, логическое мышление, способности к анализу, сравнению, обобщению и конкретизации, другие общеучебные и общеинтеллектуальные умения и навыки, имеющие большую практическую значимость. Учитывая все возрастающее значение компьютерных информационных технологий в современной жизни, при наличии возможности, представляется целесообразным вводить, начиная со ступени основного общего образования, курс информатики в целях организации обучения воспитанников навыкам работы с компьютером.

Изучение дисциплин и курсов социально-общественного цикла (история, география, обществознание, граждановедение, право, этика и др.) предоставляет возможности для целенаправленного гражданского и правового образования и воспитания, формирования у детей и подростков социальной компетентности, культуры поведения, уважения к закону, системы знаний и представлений об окружающем мире, отношениях между людьми, морально-этических, правовых и других общественных нормах, культурных и исторических традициях народов мира, России, различных регионов страны.

Воспитанию эмоционально-ценностного, ответственного отношения детей и подростков к природе, формированию у них знаний о различных аспектах жизни и деятельности человека в окружающем мире в значительной мере способствует и изучение предметов образовательной области "Естествознание" (биология, физика, химия, экология), а также курсов "окружающий мир" и "природоведение".

Значительную роль в организации охраны и укрепления здоровья воспитанников играют предметы "физическая культура" и "основы безопасности жизнедеятельности". Создание в учреждении условий для активных занятий физической культурой и спортом, внедрение здоровье сберегающих технологий, обучение навыкам ведения здорового и безопасного образа жизни является эффективным средством обеспечения необходимого уровня гармоничного развития, физического и психического благополучия детей и подростков, формирования у них ценностного отношения к здоровью, профилактики асоциального поведения, злоупотребления наркотиками и иными одурманивающими веществами.

Предметы образовательной области "Искусство" (изобразительное искусство, музыка) предоставляют широкий спектр возможностей для художественного, культурного, эстетического развития воспитанников, развития и реализации их творческих способностей, оказывают положительное воздействие на состояние их физической, интеллектуальной и эмоциональной сферы, что особенно важно для дезадаптированных, эмоционально травмированных детей и подростков.
Организация трудового обучения, профессиональной подготовки и начального профессионального образования обеспечивает условия для формирования у воспитанников навыков самообслуживания, интереса к трудовой деятельности, осознания важности общественно полезного созидательноготруда, профессионального самоопределения и приобретения профессии (профессий), способствуя тем самым процессу последующей социально-трудовой адаптации несовершеннолетних по окончании срока пребывания в учреждении.

В условиях ограниченного периода пребывания несовершеннолетних в специальном учебно-воспитательном учреждении (прежде всего это касается учреждений закрытого типа) с учетом специфических особенностей развития и недостатков образовательной подготовки воспитанников этих учреждений, с одной стороны, и необходимости повышения их образовательного уровня, с другой, целесообразно реализовывать интегративный подход к организации изучения различных взаимопересекающихся и взаимообогащающих курсов, а также активно использовать возможности дополнительного образования.
В целях максимального обеспечения права воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа на образование необходимо также разработать и реализовать комплекс мер по:
созданию в учреждениях условий для реабилитации и обучения всех категорий несовершеннолетних, поступающих в учреждение, независимо от их образовательного уровня;
организации в учреждениях классов компенсирующего обучения для воспитанников, обучающихся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоивших программу учебного года и имеющих академическую задолженность по двум и более предметам, а также вновь поступающих воспитанников, имеющих слабую образовательную подготовку;
повышению эффективности учебной работы с воспитанниками, имеющими слабую образовательную подготовку или испытывающими трудности в обучении, посредством организации индивидуальных и/или групповых коррекционно-развивающих занятий как непосредственно на уроках, так и во внеурочное время, а также использования дифференцированных учебных программ.

Управление социально-педагогической поддержки  и реабилитации детей