О направлении методического письма "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях" Письмо от 16 января 2002 г. N 03-51-5ин/23-03 Министерства образования Российской Федерации

Министерство направляет для использования в работе методическое письмо "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях".
Письмо подготовлено с участием специалистов Института коррекционной педагогики РАО.

Первый заместитель министра  В.А.Болотов

Приложение
к письму Минобразования РФ
от 16 января 2002 г. N 03-51-5ин/23-03

Методическое письмо
об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях

Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками. В настоящее время в Российской Федерации интегрированное воспитание и обучение детей значительно расширилось. Однако необходимо придать данному процессу организованный характер, обеспечив каждому ребенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму интеграции. Внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений интегрированного воспитания и обучения позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей (законных представителей) консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка.

Особое внимание важно уделять интеграции детей раннего возраста, которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников.

В системе дошкольного образования России эта форма обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии должна учитывать современные российские социально-экономические условия, особенности отечественной системы образования и полностью исключать "механическое копирование" зарубежных моделей. Кроме того, интеграция не должна осуществляться стихийно, она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ) соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения. Только совокупность этих условий обеспечивает полноценную, грамотно организованную систему интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. В этой связи наиболее адекватные условия для проведения целенаправленной работы по интегрированному воспитанию и обучению дошкольников созданы в ДОУ комбинированного вида (с функционирующими компенсирующими группами и сложившимся кадровым, программно-методическим и материально-техническим обеспечением).

Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида может организовать интегрированное воспитание и обучение определенной категории воспитанников: например, совместное воспитание и обучение нормально слышащих детей и детей с нарушениями слуха, детей с нормальным и нарушенным зрением, нормально развивающихся и детей с задержкой психического развития и т.п. В каждом ДОУ комбинированного вида целесообразно предусмотреть условия для оказания коррекционной помощи детям со сложными нарушениями развития. Таким образом, даже в небольшом населенном пункте (особенно в сельской местности), имеющем всего три - пять ДОУ, может быть организовано воспитание и обучение практически всех категорий дошкольников, что ведет к увеличению охвата нуждающихся детей специализированной коррекционно-педагогической помощью и делает дошкольное образование более доступным.

В соответствии с п.5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 677, в ДОУ комбинированного вида могут быть организованы общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные группы в разном сочетании. Однако в настоящее время, в переходный период развития системы специального образования, в силу социально-экономических преобразований в обществе, а также постоянно увеличивающегося количества детей с отклонениями в развитии особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи нуждающимся детям. Одной из таких форм является организация в ДОУ комбинированного вида смешанных групп, где одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дети с определенными отклонениями в развитии (по профилю функционирующих в учреждении групп компенсирующего вида). Смешанные группы финансируются по нормативам, соответствующим нормативам финансирования групп компенсирующего вида.

Комплектование смешанной группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. При этом общая наполняемость группы сокращается; две трети состава группы составляют воспитанники с уровнем психофизического развития в соответствии с возрастной нормой, а треть воспитанников - дети с тем или иным отклонением (например, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта - умственной отсталостью в степени дебильности)* либо дети раннего возраста, не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в том числе дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы).

Наполняемость смешанной группы зависит от характера первичного отклонения в развитии и возраста ребенка. Общая наполняемость смешанной группы уменьшается (в сравнении с наполняемостью групп, определенных Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении).

При организации смешанной группы необходимо предусмотреть решение ряда специфических задач:
- осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении;
- проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
- оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающим от возрастной нормы;
- обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения; оказание им психологической поддержки.

Содержание образовательного процесса в смешанной группе определяется программой дошкольного образования и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т.п.). Педагогический коллектив самостоятелен в выборе программ из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ. На каждого воспитанника группы составляется индивидуальная программа развития.

Организационными формами работы смешанной группы являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, а также занятия малыми подгруппами (по 2 - 3 ребенка), индивидуальные занятия. При этом воспитатели проводят занятия в первой половине дня с нормально развивающимися воспитанниками, а во второй половине дня - со всеми воспитанниками группы. По такой же схеме проводятся физкультурные и музыкальные занятия. При необходимости воспитанники с отклонениями в развитии обеспечиваются индивидуальными занятиями с инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем.

Для организации работы смешанной группы в штат ДОУ вводится должность (одна ставка) учителя-дефектолога (в группу с детьми: с нарушениями слуха - сурдопедагога, с нарушениями зрения - тифлопедагога, с нарушением интеллекта - олигофренопедагога; должность учителя-логопеда может вводиться в дополнение к должности учителя-дефектолога, например, в группу для детей с нарушениями зрения, интеллекта и т.д.). К работе с воспитанниками смешанной группы привлекаются также педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, ЛФК, а также необходимый медицинский и обслуживающий персонал (например, сурдотехник, медицинская сестра), педагоги дополнительного образования. При этом максимальное количество времени следует отводить на коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога. Рекомендации по организации деятельности педагогического и обслуживающего персонала смешанных групп, а также перечень рекомендуемой документации содержатся в приложениях 1, 2.

В зависимости от степени выраженности и сложности структуры нарушения, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей (законных представителей) обучение в смешанной группе может осуществляться 1 - 2 года или до его поступления в общеобразовательное учреждение.
В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка, имеющего отклонения в развитии.

В случае, если на проведение занятий в группе затрачивается дополнительное время состоящих в штате специалистов, оплата их труда производится за фактически отработанное время.

Таким образом, ДОУ комбинированного вида позволяет обеспечить для всех детей с отклонениями в развитии раннюю интеграцию в той степени, которая доступна и полезна каждому из них на данном этапе развития.

Проведение целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников и возможное в связи с этим расширение сети комбинированных дошкольных учреждений не означает упразднения ранее созданных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. Более того, такие ДОУ могут принимать активное участие в интегрированном воспитании и обучении той части детей с отклонениями в развитии, которая находится в условиях полной интеграции. Эти дети могут получать квалифицированную коррекционную помощь через группы кратковременного пребывания (письмо Минобразования России "Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии" от 26.06.99 N 129/23-16).

В подготовке данного материала активное участие принимали сотрудники Института коррекционной педагогики РАО.

______________________________
* Не рекомендуется создавать смешанные группы для детей с нарушениями речи. Это связано с тем, что данная категория детей уже практически находится в условиях интеграции. Кроме того, система специальной логопедической помощи предусматривает занятия с логопедом в детской поликлинике, в логопункте общеобразовательного учреждения, а также кратковременное обучение детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в логопедических группах ДОУ в течение 0,5 - 1 года.

   Приложение N 1. Рекомендации     по     организации     деятельности 
                   педагогического и обслуживающего персонала смешанной 
                   группы                                               
   Приложение N 2. Перечень      рекомендуемой     документации     для 
                   специалистов,    участвующих    в    интегрированном 
                   воспитании  и обучении дошкольников с отклонениями в 
                   развитии                                             

Приложение 1

Рекомендации
по организации деятельности педагогического и обслуживающего персонала смешанной группы

   1. Деятельность  учителя-дефектолога  (логопеда, олигофренопедагога, 
      тифлопедагога, сурдопедагога)                                     
   2. Деятельность воспитателя                                          
   3. Деятельность педагога-психолога                                   
   4. Деятельность музыкального руководителя                            
   5. Деятельность инструктора по физической культуре                   
   6. Деятельность социального педагога                                 
   7. Деятельность педагога дополнительного образования                 
   8. Деятельность сурдотехника                                         
   9. Деятельность медицинского персонала                               

1. Деятельность учителя-дефектолога (логопеда, олигофренопедагога,
тифлопедагога, сурдопедагога)

Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу в группе, является учитель-дефектолог. Содержание его деятельности аналогично деятельности учителя-дефектолога групп компенсирующего вида. Однако организация коррекционно-педагогического процесса в смешанной группе имеет некоторые особенности. Так, учитель-дефектолог:
- планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе, в ДОУ;
- консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, социального педагога и педагога дополнительного образования по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы; помогает в отборе содержания и методики проведения совместных занятий;
- координирует коррекционную психолого-педагогическую и медицинскую помощь детям с отклонениями в развитии; проводит совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, ЛФК и т.п.);
- ведет необходимую документацию (приложение 2).
Учитель-дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия, объединяя нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии. При необходимости дети с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии) обеспечиваются дополнительно индивидуальными занятиями или занятиями в малой группе - по 2 - 3 человека. Длительность таких занятий не должна превышать 10 - 15 минут.

2. Деятельность воспитателя

Деятельность воспитателя смешанной группы аналогична деятельности воспитателя общеразвивающей и компенсирующей групп и направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников. Особенностями организации работы воспитателя смешанной группы являются:
- планирование (совместно с учителем-дефектологом и другими специалистами) и проведение фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);
- планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников группы;
- соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);
- обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с отклонениями в развитии с учетом рекомендаций специалистов;
- консультирование родителей (законных представителей) детей с отклонениями в развитии по вопросам воспитания ребенка в семье;
- ведение необходимой документации (приложение 2).

3. Деятельность педагога-психолога

Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы. В его функции входят:
- психологическое обследование воспитанников;
- участие в составлении индивидуальных программ развития (воспитания и обучения ребенка в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения);
- проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками;
- динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников;
- проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье;
- осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;
- консультирование персонала группы;
- заполнение отчетной документации (приложение 2).

4. Деятельность музыкального руководителя

Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Особенностями работы музыкального руководителя в смешанной группе являются:
- взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.;
- проведение занятий со всеми воспитанниками группы (в том числе совместно с другими специалистами: учителем-дефектологом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре);
- консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств;
- ведение соответствующей документации.

5. Деятельность инструктора по физической культуре

Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья всех детей и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни. В смешанной группе организация его работы предусматривает:
- проведение (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей;
- планирование совместной деятельности воспитанников группы; подготовку и проведение общих спортивных праздников, досугов и развлечений;
- оказание консультационной поддержки родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;
- регулирование (совместно с медицинскими работниками образовательного учреждения) физической нагрузки на воспитанников;
- ведение необходимой документации.

6. Деятельность социального педагога

Направлена на обеспечение социального благополучия воспитанников и их семей. К специфике организации его работы в смешанной группе относятся:
- осуществление преемственности между образовательным учреждением и семьей воспитанников;
- участие в изучении воспитанников и составлении индивидуальных программ развития;
- консультирование родителей по вопросам формирования адекватного социального поведения и воспитания ребенка в семье;
- изучение социальных условий развития и воспитания ребенка в семье;
- взаимодействие с педагогами, специалистами служб социальной защиты, благотворительными организациями по вопросам оказания социальной помощи воспитанникам;
- осуществление комплекса мероприятий по социальной защите воспитанников группы;
- выявление интересов, потребностей, трудностей, отклонений в поведении воспитанников и своевременное оказание им социальной помощи;
- ведение необходимой документации и составление в конце учебного года аналитического отчета о работе за год.

7. Деятельность педагога дополнительного образования

Деятельность педагога дополнительного образования, работающего с воспитанниками смешанной группы, направлена:
- на изучение воспитанников с отклонениями в развитии и участие (совместно с другими специалистами) в составлении индивидуальных программ развития;
- на выявление творческих способностей воспитанников, создание условий, способствующих их развитию;
- на проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками группы;
- на осуществление тесного взаимодействия с другими специалистами;
- на консультирование родителей (законных представителей) по вопросам развития творческих способностей ребенка в условиях семьи;
- на ведение необходимой документации и представление в конце учебного года отчета о проделанной работе.

8. Деятельность сурдотехника

Направлена на обеспечение технического обслуживания стационарной звукоусиливающей аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов. Сурдотехник консультирует родителей по вопросам использования звукоусиливающей аппаратуры в домашних условиях и приспособления бытовой техники к потребностям детей с нарушенным слухом.

9. Деятельность медицинского персонала

При наличии в штате ДОУ медицинских работников воспитанникам с отклонениями в развитии оказывается специализированная медицинская помощь.
9.1. Врач-невропатолог.
Обследует состояние нервно-психического статуса воспитанников учреждения (группы) и при необходимости назначает лечение; следит за изменениями в состоянии здоровья воспитанников в процессе коррекционно-педагогического воздействия и дозирует допустимую для каждого воспитанника нагрузку; консультирует родителей и педагогов по вопросам сохранения психического здоровья ребенка.
9.2. Врач-офтальмолог.
Обследует зрение воспитанников, назначает курс лечения, определяет зрительную и физическую нагрузку, дает рекомендации другим специалистам и родителям по вопросам офтальмологического лечения воспитанников и организации взаимодействия лечения с коррекционно-педагогической работой.
9.3. Медицинская сестра.
По медицинским показаниям осуществляет плеопто-ортоптостереоскопическое лечение зрения воспитанников; совместно с другими специалистами определяет нагрузку воспитанников группы интегрированного обучения и воспитания.

Приложение 2

Перечень
рекомендуемой документации для специалистов, участвующих в интегрированном воспитании и обучении дошкольников с отклонениями в развитии

В настоящее время перечень необходимой документации, форма ее ведения определяются как органом управления образованием, на территории которого находится данное образовательное учреждение, так и самим образовательным учреждением в зависимости от реализуемой образовательной программы. Представленный ниже перечень разработан на основе многолетнего практического опыта педагогических работников ДОУ и систематизирован.

   1. Документация    учителя-дефектолога   (логопеда,   сурдопедагога, 
      тифлопедагога, олигофренопедагога)                                
   2. Документация воспитателей                                         
   3. Документация педагога-психолога                                   
   4. Документация музыкального руководителя                            
   5. Документация инструктора по физической культуре                   

1. Документация учителя-дефектолога (логопеда, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога)

1. Личное дело каждого воспитанника.
2. План организации совместной деятельности всех воспитанников группы (учреждения).
3. Планы (перспективные; календарные индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий).
4. Тетрадь индивидуальных занятий с ребенком (в ней отражаются структура дефекта, направления коррекционно-педагогической работы и т.д.).
5. Тетрадь для записей рекомендаций разным специалистам (воспитателю, музыкальному руководителю и т.д.).
6. Тетрадь для родителей ребенка с индивидуальными рекомендациями.
В конце учебного года составляются характеристика на каждого воспитанника и аналитический отчет о результатах коррекционной работы.

2. Документация воспитателей

1. План организации совместной деятельности всех воспитанников группы.
2. Планы (перспективные и календарные) фронтальных занятий.
3. Тетрадь передачи детей.
4. Тетрадь для родителей с индивидуальными занятиями.
5. Дневник наблюдений за детьми (определяется целями и задачами образовательной программы, реализуемой в данном учреждении).
В конце учебного года воспитатель участвует и составлении характеристики на каждого воспитанника группы и аналитического отчета по результатам коррекционно-педагогической работы.

3. Документация педагога-психолога

В соответствии с приложением к инструктивному письму Минобразования России от 01.03.99 N 3 обязательными для заполнения педагогом-психологом являются:
1. Карта психологического обследования воспитанников.
2. План работы педагога-психолога.
3. Заключение по результатам проведенного психодиагностического обследования.
4. Журнал консультаций педагога-психолога.
5. Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку
6. Журнал коррекционной работы (отражает динамику коррекционного обучения).
7. Программа коррекционно-развивающих занятий.
8. Аналитический отчет о работе педагога-психолога.

Инструктивным письмом Минобразования России от 24 декабря 2001 г. N 29/1886-6 письмо Минобразования России от 01.03.99 N 3 признано утратившим силу

При необходимости могут вводиться дополнительные формы отчетности (например, индивидуальные планы работы с семьей, журнал учета групповых форм работы, программа работы педагога-психолога с группой и т.д.).

4. Документация музыкального руководителя

1. Планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми.
2. План организации и проведения совместной деятельности детей на музыкальных занятиях, досугах, праздниках и т.п.
3. Аналитический отчет о результатах работы за год.

5. Документация инструктора по физической культуре

1. Планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми.
2. План организации и проведения совместной деятельности на физкультурных занятиях, спортивных праздниках и т.п.
3. Аналитический отчет о работе за учебный год.