О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ (ПМПК) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПИСЬМО от 27 марта 2000 г. N 27/901-6 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
На основании анализа реальной ситуации
психолого-медико-педагогического сопровождения и в целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации в условиях образовательного учреждения Министерство образования Российской Федерации рекомендует:
Довести до сведения руководителей образовательных учреждений следующие методические рекомендации:
о порядке создания и организации работы
психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)
образовательного учреждения (Приложение 1);
о формах учета деятельности ПМПк (Приложение 2).
Провести мониторинг обеспеченности ПМПк образовательных учреждений региона специалистами, осуществляющими психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников, и направить отчет в адрес Управления специального образования Минобразования России до 20.05.2000 по предлагаемой форме (Приложение 3).
Обеспечить контроль за созданием при наличии соответствующих кадров ПМПк в образовательных учреждениях; определить порядок их взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника и психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), обслуживающей данную территорию (Приложение 4).
Организовать работу по повышению квалификации и обмену опытом специалистов ПМПк.
Заместитель Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ
Приложение 1
О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА (ПМПК) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1. ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
2. ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.
3. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.
4. ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.
5. Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.
6. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.
7. Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:
- выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
- профилактика физических, интеллектуальных и
эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
- выявление резервных возможностей развития;
- определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
8. Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации "Об образовании" определяется образовательным учреждением самостоятельно. С этой целью необходимые ассигнования для оплаты труда специалистов за работу в составе ПМПк следует планировать заблаговременно.
9. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.
10. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.
11. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
12. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.
13. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).
14. При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
15. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя.
16. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.
17. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.
18. На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель ДОУ или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.
19. На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.
20. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
21. При направлении ребенка на ПМПК копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.
Приложение 2
О ФОРМАХ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПМПК
Журнал записи детей на ПМПк
Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк
N
п/п
|
Дата,
время
|
Ф.И.О.
ребенка
|
Дата рождения
(число,
мес., год)
|
Пол
|
Инициатор
обращения
|
Повод
обращения
|
График консультирования специалистами
|
Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника
N п/п |
Дата, время |
Ф.И.О. ребенка |
Воз- раст |
Пол |
Проб- лема |
Заключение специалиста или коллегиальное заключение ПМПк |
Реко- менда- ции |
Специалист или состав ПМПк |
Основные блоки
1. "Вкладыши": - педагогическая характеристика; - выписка из истории развития; при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка. 2. Документация специалистов ПМПк (согласно утвержденным формам): - заключения специалистов ПМПк; - коллегиальное заключение ПМПк; - дневник динамического наблюдения с фиксацией: времени и условий возникновения проблемы; мер, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности; сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк |
График плановых заседаний ПМПк
Приложение 3
МОНИТОРИНГ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ПМПК СПЕЦИАЛИСТАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ
Специалисты |
Количество ставок по штату |
Фактическое замещение (наличие реальн. физич. лиц) |
Необходимая потребность |
|||||
штатными работниками |
работниками по совмести- тельству |
|||||||
в образ. учр-ях |
в т.ч. в уч- режд. спец. образ. |
в образ. учр-ях |
в т.ч. в уч- режд. спец. образ. |
в образ. учр-ях |
в т.ч. в уч- режд. спец. образ. |
в образ. учр-ях |
в т.ч. в уч- режд. спец. образ. |
|
- педагог- психолог - учитель- дефектолог - учитель- логопед - социаль- ный педагог - врач (указать специаль- ность) - мед. се- стра - др. спе- циалисты (указать, какие) - - - Итого: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 4
О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПМПк С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ВОСПИТАННИКА И С ПМПК
ДОГОВОР
между образовательным учреждением
(в лице руководителя образовательного учреждения)
и родителями (законными представителями) обучающегося,
воспитанника образовательного учреждения о его
психолого-медико-педагогическом обследовании
и сопровождении
Руководитель образовательного учреждения ___________________ |
Родители (законные представители) обучающегося, воспитанника ______ |
(указать фамилию, |
(указать фамилию, имя, отчество |
имя, отчество) подпись ______________________ М.П. |
ребенка и родителей (законных представителей), характер родственных отношений в соответствии с паспортными данными) подпись _________________________ М.П. |
Информирует родителей (законных представителей) обучающегося, воспитанника о условиях его психолого- медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами ПМПк |
Выражают согласие (в случае несогласия договор не подписывается) на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающегося воспитанника в соответствии с показаниями, в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ПМПк |
ДОГОВОР
о взаимодействии психолого-медико-педагогической
комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического
консилиума (ПМПк) образовательного учреждения
Настоящим договором закрепляются следующие взаимные
обязательства ПМПК (указать уровень ПМПК: региональная,