"Об утверждении клинического руководства "Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств" Приказ от 6 августа 1999 г. N 311 МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ федерации

(Извлечение)

С целью повышения эффективности диагностики и лечения больных с психическими и поведенческими расстройствами с учетом современных подходов к тактике ведения больных и унификации оптимальных режимов лечебно-диагностического процесса, приказываю:
1. Утвердить клиническое руководство "Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств" (приложение).
2. Руководителям органов управления здравоохранением Российской Федерации организовать работу подведомственных учреждений и подразделений в соответствии с клиническим руководством "Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств".
3. Руководителям территориальных лицензионно-аккредитационных органов при проведении сертификации и лицензирования медицинской деятельности руководствоваться указанными моделями диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств.
4. Департаменту организации медицинской помощи населению (Карпеев А.А.) оказывать методическую помощь органам и учреждениям здравоохранения по внедрению в их работу клинического руководства.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Вялкова А.И.

Министр  Ю.Л.Шевченко

Приложение

Модели диагностики и лечения психических
и поведенческих расстройств
(клиническое руководство)
(утв. приказом Минздрава РФ от 6 августа 1999 г. N 311)

(извлечение)

F70-F73 Умственная отсталость
Принципы терапии
Амбулаторное - основано на ранней диагностике и заключается в регуляции поведения больного.

F69 Расстройство личности и поведения в зрелом
возрасте неуточненное

Рубрика используется лишь в крайнем случае при отсутствии достаточной

 F70 Умственная отсталость легкой степени                  
 F71 Умственная отсталость умеренная                       
 F72 Умственная отсталость тяжелая                         
 F73 Умственная отсталость глубокая                        

F70 Умственная отсталость легкой степени

Характеристика состояния
Затруднения проявляются главным образом в процессе школьного обучения.
Ориентировочно IQ - 60 - 80 ед. (по адаптированному детскому варианту Векслера)*(9):
а) неосложненная;
б) осложненная (церебрастенический синдром, неврозоподобные расстройства, невротические, психопатоподобные, патохарактерологические и психопатические расстройства, речевые нарушения, эписиндром и т.д.).
Условия лечения
а) специализированные детские сады;
б) специализированное обучение (вспомогательные школы, школа-интернат);
в) дневной стационар или стационар (при нарушении адаптации, наличии осложняющей симптоматики, или отрицательных микросоциальных условий);
г) амбулаторное наблюдение.
Перечень необходимых обследований
- педиатр (1 раз в год, по показаниям - повторно);
- психолог, в том числе, количественное определение интеллекта - тест Векслера;
- логопед;
- окулист;
- невролог;
- отоларинголог (1 раз в год, кратность - по показаниям);
- общие анализы крови и мочи (кратность - по показаниям);
- ЭЭГ;
- Эхо-ЭГ (1 - 2 раза в год, чаще - по показаниям).
Для установления этиологии
- составление родословной - обязательно;
- исключение наследственного дефекта обмена (ФКУ) - обязательно;
- цитогенетическое обследование - по показаниям;
- лабораторное исключение ряда генетических и внешнесредовых нарушений - по показаниям;
- аудиограмма;
- рентгенограмма черепа;
- компьютерная томография (КТ);
- ядерно-магнитный резонанс (ЯМР);
- РЭГ;
- нейропсихолог;
- дерматолог;
- стоматолог.
Принципы терапии

Основная роль в коррекции умственной отсталости принадлежит психолого-педагогическому процессу. Ребенок своевременно должен получать образование по программе, доступной его уровню интеллекта. Большое значение имеет выявление и развитие у детей с умственной отсталостью сохранных (или более сохранных) способностей: у одних - физической ловкости, у других - музыкальности, у третьих - склонности к рисованию и т.д.

Необходима семейная психотерапия, с объяснением родителям всех особенностей ребенка, с обязательным указанием на положительные черты его личности, нуждающиеся в развитии. Постоянным должен быть контакт врача и психолога с педагогами.

При выявлении специфической нозологической формы обменного характера, приводящей к умственной отсталости (ФКУ, гипотиреоз), лечение должно быть строго специфическим в специализированном учреждении - с учетом медико-генетической консультации, консультации с эндокринологом. Медикаментозное лечение во всех остальных случаях направлено, в первую очередь, на повышение предпосылок интеллекта и на осложняющую симптоматику, а также должно быть связано с характером и патогенезом нарушений. Выбор терапии (препарат, его дозировка, длительность лечения) производится в соответствии со структурой психопатологического синдрома, возрастом, соматическим состоянием, индивидуальной переносимостью препаратов (препараты нейрометаболического, дегидратирующего, цереброваскулярного действия, транквилизаторы, "малые" нейролептики, противосудорожные, антидепрессивные, общеукрепляющие средства).

Длительность лечения
Лечение психотерапевтическое; комплексное, курсами - 2 месяца, с периодичностью 2 - 3 раза в год.
а) амбулаторное наблюдение до достижения стойкой социальной адаптации;
б) пребывание в дневном стационаре (стационаре) - 1 - 2 мес. (при наличии осложняющей симптоматики);
в) наблюдение и лечение обучающихся в специализированной школе-интернате и находящихся в специализированном дошкольном учреждении должно проводиться детскими психиатрами этих учреждений - в течение всего срока пребывания ребенка в учреждении.

Ожидаемые результаты лечения
Достаточно успешная адаптация ребенка в условиях семьи и специализированного учреждения, редукция осложняющей психопатологической симптоматики.

F71 Умственная отсталость умеренная

Характеристика состояния
Нарушения адаптации проявляются уже в дошкольном возрасте и сохраняются практически в течение всей жизни. Ориентировочно IQ = 45 - 59 ед. (по адаптированному детскому варианту Векслера):
а) неосложненная;
б) осложненная.
Условия лечения
а) специализированные дошкольные учреждения;
б) в большинстве случаев доступно специализированное обучение во вспомогательной школе;
в) в более тяжелых случаях - пребывание в обучаемой группе системы социального обеспечения;
г) стационар или дневной стационар (при нарушении адаптации при наличии осложняющей симптоматики или отрицательных микросоциальных условий);
д) амбулаторное наблюдение.

Перечень необходимых обследований
- педиатр (1 раз в год, по показаниям повторно);
- психолог (1 - 3 раза в год);
- логопед (1 - 3 раза в год);
- окулист (1 - 2 раза в год, кратность - по показаниям);
- невролог (1 раз в год, кратность - по показаниям);
- отоларинголог (1 раз в год, кратность - по показаниям);
- общие анализы крови и мочи (кратность - по показаниям);
- ЭЭГ;
- Эхо-ЭГ (1 - 2 раза в год, чаще - по показаниям).
По показаниям:
- аудиограмма;
- рентгенограмма черепа;
- КТ;
- ЯМР;
- РЭГ;
- нейропсихолог;
- дерматолог;
- стоматолог.
Вспомогательные исследования для установления этиологии:
- составление родословной - обязательно;
- исключение наследственного дефекта обмена (ФКУ) - обязательно;
- цитогенетическое обследование - практически во всех случаях, за исключением нозологически самостоятельных этиологически известных форм (болезнь Дауна, ФКУ, гипотиреоз, мукополисахаридозы и др.).

Принципы терапии
При выявлении специфической нозологической формы, приводящей к умственной отсталости (в первую очередь, обменного характера - ФКУ, гипотиреоз), лечение должно быть строго специфическим в специализированном учреждении - медико-генетические консультации, эндокринолог. Медикаментозное лечение во всех остальных случаях направлено, в первую очередь, на осложняющую симптоматику, а также должно быть связано с характером и патогенезом нарушений. Психотерапевтическая работа с семьей. Педагогическая и психологическая коррекция имеет важное значение и при этом, более тяжелом нарушении интеллектуального развития. Следует всемерно способствовать формированию родительских обществ детей с идентичной патологией (болезнь Дауна, синдром Мартина-Белл, ФКУ, синдром Вильямса и др.), что дает родителям лучшее понимание всех особенностей болезни детей, прогноза и возможностей адаптации в настоящее время и в будущем, а также имеет положительное значение для эмоционального состояния родителей, так как в основе деятельности этих обществ лежит возможность оказания взаимопомощи.

Длительность лечения
а) амбулаторное наблюдение. Дети имеют право на получение пособия по детской инвалидности;
б) пребывание в дневном стационаре (стационаре) - 1 - 2 мес.;
в) наблюдение и лечение обучающихся в специализированной школе-интернате и находящихся в специализированном дошкольном учреждении должно проводиться детскими психиатрами этих учреждений - в течение всего срока пребывания ребенка в учреждении.
Ожидаемые результаты лечения
Достаточно успешная адаптация ребенка в условиях семьи и специализированного учреждения, редукция осложняющей психопатологической симптоматики.

F72 Умственная отсталость тяжелая

Характеристика состояния
Ориентировочно IQ = 30 - 44 ед. (по адаптированному детскому варианту Векслера):
а) неосложненная;
б) осложненная.
Сопутствующие нарушения, как правило, являются следствием органического поражения мозга, чаще всего в виде психомоторного возбуждения и эпилептиформного синдрома. Нередки симптомы недоразвития речи вплоть до полного ее отсутствия.
Условия лечения
Пребывание в учреждениях социального обеспечения. Оформление инвалидности.
Перечень необходимых обследований
- педиатр (1 раз в год, по показаниям - повторно);
- логопед (1 - 3 раза в год);
- окулист (1 - 2 раза в год, кратность - по показаниям);
- невролог (1 раз в год, кратность - по показаниям);
- отоларинголог (1 раз в год, кратность - по показаниям);
- общие анализы крови и мочи (кратность - по показаниям);
- ЭЭГ;
- Эхо-ЭГ (1 - 2 раза в год, чаще - по показаниям).
По показаниям:
- психолог;
- аудиограмма;
- рентгенограмма черепа;
- КТ;
- ЯМР;
- РЭГ;
- нейропсихолог;
- дерматолог;
- стоматолог.

Вспомогательные исследования для установления этиологии:
- составление родословной - обязательно;
- исключение наследственного дефекта обмена (ФКУ) - обязательно;
- цитогенетическое обследование - практически во всех случаях, за исключением нозологически самостоятельных, этиологически известных форм (болезнь Дауна, ФКУ, гипотиреоз, мукополисахаридозы и др.).

Принципы терапии
При выявлении специфической нозологической формы, приводящей к умственной отсталости (в первую очередь, обменного характера - ФКУ, гипотиреоз) лечение должно быть строго специфическим в специализированном учреждении - медико-генетические консультации, консультации с эндокринологом. Медикаментозное лечение во всех остальных случаях направлено, в первую очередь, на осложняющую симптоматику, а также должно быть связано с характером и патогенезом нарушений. Семейная психотерапия.
Длительность лечения

а) амбулаторное наблюдение в течение всей жизни при содержании в семье;
б) при пребывании в учреждениях социального обеспечения также постоянный врачебный контроль;
в) для данного контингента детей необходимо организовывать учреждения с недельным пребыванием с целью неполного отрыва от семьи (в городах с населением более 100 тысяч человек).
Ожидаемые результаты лечения
Возможная адаптация ребенка в условиях семьи, специализированного учреждения, редукция осложняющей психопатологической симптоматики.

F73 Умственная отсталость глубокая

Характеристика состояния
Ориентировочно IQ ниже 30 ед. (по адаптированному детскому варианту Векслера):
а) неосложненная;
б) осложненная.
Условия лечения
Пребывание в учреждениях социального обеспечения. Оформление инвалидности.
Перечень необходимых обследований
- педиатр (1 раз в год, по показаниям - повторно);
- окулист (1 - 2 раза в год, кратность - по показаниям);
- невролог (1 раз в год, кратность - по показаниям);
- отоларинголог (1 раз в год, кратность - по показаниям);
- общие анализы крови и мочи (кратность - по показаниям);
- ЭЭГ;
- Эхо-ЭГ (1 - 2 раза в год, чаще - по показаниям).

По показаниям:
- логопед;
- аудиограмма;
- рентгенограмма черепа;
- КТ;
- ЯМР;
- РЭГ;
- нейропсихолог;
- дерматолог;
- стоматолог.

Вспомогательные исследования для установления этиологии:
- составление родословной - обязательно;
- исключение наследственного дефекта обмена (ФКУ) - обязательно;
- цитогенетическое обследование - практически во всех случаях, за исключением нозологически самостоятельных этиологически известных форм (болезнь Дауна, ФКУ, гипотиреоз, мукополисахаридозы и др.).

Принципы терапии
При выявлении специфической нозологической формы, приводящей к умственной отсталости (в первую очередь, обменного характера - ФКУ, гипотиреоз), лечение должно быть строго специфическим в специализированном учреждении - медико-генетические консультации, консультации с эндокринологом. Медикаментозное лечение во всех остальных случаях направлено, в первую очередь, на осложняющую симптоматику, и должно быть связано с характером и патогенезом нарушений. Совместная с социальными службами работа по оказанию помощи семье.

Длительность лечения
Врачебное наблюдение в течение всей жизни и в семье, и при пребывании в учреждениях социального обеспечения; для данного контингента детей необходимо организовывать учреждения с недельным пребыванием с целью неполного отрыва от семьи (в городах с населением более 100 тысяч человек).

Ожидаемые результаты лечения
Большая упорядоченность поведения, возможное усвоение навыков самообслуживания и других социальных навыков.

F80-F89 Расстройства психологического (психического) развития

 F80 Специфические расстройства развития речи и языка                 
 F81 Специфические расстройства развития учебных навыков              
 F82 Специфические расстройства развития моторной функции             
 F84 Общие расстройства психологического (психического) развития      

F80 Специфические расстройства развития речи и языка

Нарушения понимания и активного использования могут касаться следующих основных подсистем речевой коммуникации: форма речи (соответствие речевых форм мыслительной основе); ее содержание (адекватность облечения мысли в речевую форму) и функциональное использование языка (адекватность использования речевых форм для решения задач повседневной жизни).

F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции

 F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции                   
 F80.1 Расстройство экспрессивной речи                                  
 F80.2 Расстройство рецептивной речи                                    
 F80.8 Другие расстройства развития речи и языка                        

Характеристика состояния
Данная группа расстройств речи представлена нарушениями, в которых ведущим симптомом является нарушение звукопроизношения. Интеллектуальное и психическое развитие ребенка соответствует при этом возрасту. Могут иметь место нарушения внимания, поведения, двигательные нарушения, которые носят сопутствующий характер.
В данную группу включена дислалия (простая, сложная) или иначе - "косноязычие". Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата.

Различают функциональную и механическую дислалию. К функциональной дислалии относятся дефекты воспроизведения звуков речи при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Нарушена способность произвольно принимать и удерживать определенные позиции артикуляторных органов, необходимых для произношения звуков. Нарушение звукопроизношения может быть связано с неумением различать, дифференцировать фонемы. Достаточно часто изолированное употребление звука может быть не расстроено, но изменено в спонтанной речи. Степень тяжести определяется степенью выраженности дефекта и количества нарушенных звуков.

Этиология дислалии включает биологические и социальные факторы: минимальная мозговая дисфункция, соматическая ослабленность ребенка, запоздалое развитие речи, неблагоприятное социальное окружение, подражание неправильным образцам речи и т.п.
Механическая дислалия - нарушение звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (неправильные прикусы - прогения, прогнатия, "толстый" язык, короткая уздечка и т.д.).
По степени тяжести, а следовательно и числу нарушенных звуков речи, различают простую и сложную дислалию.
Условия лечения
Медико-педагогическая коррекция проводится в амбулаторно-поликлинических условиях или в условиях специализированного детского учреждения.

Перечень необходимых обследований
- логопед;
- невролог;
- педиатр;
- психиатр;
- психолог.
Дополнительные исследования:
- психотерапевт;
- ортодонт;
- ЭЭГ;
- Эхо-ЭГ.

Принципы терапии
Курс коррекционных занятий предполагает:
- логопедические занятия, курс 15 - 45 занятий. Желательно начинать с индивидуальных занятий с последующими занятиями в группе по автоматизации звуков.
- логоритмика (по показаниям);
- массаж, ЛФК (по показаниям);
- психиатрическое и неврологическое лечение (по показаниям).

Длительность лечения
До достижения результата.
Ожидаемые результаты лечения
Коррекция звукопроизношения, автоматизация звуков и их употребление в спонтанной речи, расширение словарного запаса.

F80.1 Расстройство экспрессивной речи

Характеристика состояния
Данная группа речевых расстройств представлена нарушениями, для которых характерно системное недоразвитие экспрессивной речи при относительной сохранности сенсорного восприятия. При данной патологии недоразвитие речи обусловлено органическим поражением речевых зон головного мозга. Клиническая картина речевого дефекта обусловлена нарушенным формированием фонематической и грамматической сторон речи.
Фонематические нарушения проявляются в дефектах звукопроизношения различной степени выраженности. Лексические нарушения характеризуются бедностью словарного запаса, низким уровнем словесного обобщения, сложностями формирования речевого высказывания. Грамматические нарушения существуют в виде аграмматизмов (ошибок в употреблении словесных окончаний, нарушений словобразования и т.д.), затруднений в употреблении предлогов, глаголов, союзов.
По степени тяжести такие речевые расстройства могут быть разными: от легких форм до тяжелых, при которых практически имеет место анартрия.
У детей с данным видом речевой патологии чаще всего наблюдаются нарушения высших психических функций (памяти, мышления, внимания), имеет место общая моторная неловкость, дискоординация движений, двигательная замедленность или гиперактивность. Часто страдает мелкая моторика пальцев. Недоразвитие речи тормозит развитие познавательной деятельности ребенка, что проявляется в задержке психического развития в целом.

В данную группу включаются, следуя логопедической классификации:
1. Задержки (нарушения) речевого развития, проявляющиеся в общем недоразвитии речи (ОНР) I - III уровня.
2. Моторная алалия.
3. Моторная афазия.
Критерием для дифференциального диагноза между ОНР и алалией служит степень выраженности речевого дефекта.
Очаг поражения в головном мозге в этом случае локализован преимущественно в постцентральной и премоторной зонах левого доминантного по речи полушария (у правшей).

Алалия - системное недоразвитие речи, при котором нарушены все компоненты речи. Ребенок является практически молчащим, при этом специфических расстройств понимания речи и интеллекта не обнаруживается.

Общее недоразвитие речи I уровня соответствует клинической картине алалии. Для ОНР III уровня - речевые нарушения представлены нарушениями в звукопроизношении, незначительными аграмматизмами, бедностью словарного запаса. В психическом облике этих детей имеет место эмоционально-волевая незрелость. Часто ОНР проявляется в школе и выражается в сложностях обучения грамоте. Для ОНР II уровня - характерны более тяжелые нарушения, состоящие в выраженных нарушениях звукопроизношения, грубых нарушениях грамматической и лексической сторон речи. Речевые расстройства сочетаются здесь с неврологическими и психопатологическими симптомами и синдромами. Часто имеет место гипертензионно-гидроцефальный синдром, синдромы двигательных расстройств. В психических процессах отмечается снижение познавательной деятельности, внимания, памяти, праксиса, гносиса. Дети этой группы испытывают затруднения при обучении.

У детей с ОНР I уровня (алалии) имеют место наиболее стойкие специфические речевые нарушения. Для детей этой группы характерна крайне низкая речевая активность, вследствии чего их речь часто представлена отдельными словами. Отмечаются нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы, нередко поведения. При ЭЭГ обследовании имеются изменения.

Условия лечения
Комплексное медико-педагогическое лечение, проводится в амбулаторно-поликлинических условиях и детских специализированных учреждениях.
Перечень необходимых обследований
- ЭЭГ;
- Эхо-ЭГ.
Дополнительные диагностические исследования:
- аудиограмма
Консультации специалистов (обязательные):
- логопед;
- психиатр;
- психолог;
- невролог;
- психотерапевт.
Дополнительные консультации специалистов:
- нейропсихолог;
- генетик;
- ЛОР.

Принципы терапии
1. Курсы логопедических занятий. Форма занятий индивидуальная и групповая или сочетание 2-х форм.
ОНР I уровня (алалия) 45 - 90 занятий;
ОНР II уровня - 45 - 90 занятий;
ОНР III уровня - 45 - 90 занятий.
Таким образом дети с алалией получают от 135 до 270 занятий. По показаниям курс может быть продлен.
2. Логоритмика 20 - 45 занятий на курс.
3. Занятия с психологом 20 - 45 на курс.
4. Медикаментозное лечение - по назначению психиатра.
Медикаментозное лечение - по назначению психиатра.
- ноотропные препараты;
- седативные препараты;
- нейролептики;
- антидепрессанты;
- витамины.
5. Психотерапевтическое воздействие:
- семейная психотерапия (3 - 5 занятий и более по показаниям);
- игровая психотерапия.
Дополнительные лечебные мероприятия:
- физиотерапия;
- ЛФК;
- массаж.
Правильный выбор профиля учебного учреждения.
Длительность лечения
Продолжительность коррекционных мероприятий - от 1 до 3-х и более лет.

Ожидаемые результаты лечения
Максимально возможное восстановление речевой функции (звукопроизношение, лексика, грамматика) и компенсация психических нарушений.

F80.2 Расстройство рецептивной речи

Характеристика состояния
Данный вид патологии речи состоит в нарушении слухового восприятия и понимания речи при сохранном физическом слухе. В легких случаях оно проявляется в неспособности различать слова близкие по звучанию. В более тяжелых, когда нарушена дифференциация речевых звуков, имеется неспособность понимать обращенную речь.
Страдают все компоненты речи, что приводит к задержке психического и интеллектуального развития.

В данную группу включаются:
1. Сенсорные агнозии (словесная глухота).
2. Сенсорная алалия.
3. Сенсорная афазия.
Сенсорная алалия - это нарушение понимания речи вследствие недостаточности функционирования слухового анализатора, основной пораженной зоной мозга является височная доля доминантного полушария. В клинической картине сенсорной алалии имеется недостаточный анализ и синтез звуковых речевых раздражителей. Это проявляется в непонимании обращенной речи, у детей не формируется фонематическое восприятие, не дифференцируются фонемы, не воспринимается слово как целое. Ребенок может слышать, но не понимать обращенную речь. При сенсорной алалии не формируется связь между словом и предметом, словом и действием.

Результатом этого может явиться задержка психического и интеллектуального развития. Диагностика сенсорной алалии вызывает определенные сложности, поскольку требует дифференциальной диагностики с состояниями нарушений слуха. В чистом виде сенсорная алалия встречается довольно редко.
Условия лечения
Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в амбулаторно-поликлинических условиях и детских специализированных учреждениях.

Перечень необходимых обследований
- ЭЭГ;
- Эхо-ЭГ;
- аудиограмма.
Дополнительные обследования:
- РЭГ;
- КТ головного мозга;
- рентгенография черепа.
Консультации:
- логопеда;
- психиатра;
- психолога;
- невролога;
- психотерапевта;
- нейропсихолога;
- сурдолога (ЛОР);
- генетика.
Принципы терапии
Медикаментозная терапия включает:
- ноотропные препараты;
- седативные препараты;
- нейролептики;
- антидепрессанты;
- витамины.

Дополнительные лечебные мероприятия:
- физиотерапия;
- ЛФК;
- массаж.

Логопедическое воздействие направлено на воспитание:
- развития фонематического восприятия;
- понимания воспринимаемых на слух речевых стимулов;
- сознательного использования средств языка и способов речепроизводства.

Логопедические занятия носят строго индивидуальный характер, зависят от степени тяжести и выраженности речевых и интеллектуальных нарушений. Чаще они строятся в индивидуальной форме, начиная с пробного диагностического курса, рассчитанного на 10 - 20 занятий. Последующие курсы занятий могут проводиться по схеме курсов для детей с ОНР (моторной алалией см. F80.1).

Таким образом дети с сенсорной алалией получают от 135 до 270 занятий. По показаниям курс может быть продлен. Форма занятий индивидуальная и групповая или сочетание 2-х форм.
Логоритмика - 20 - 45 занятий на курс.
Занятия с психологом - 20 - 45 занятий на курс.
Выбор профиля учебного учреждения.
Длительность лечения
Срок коррекционных мероприятий - от 1 до 3-х и более лет.
Ожидаемые результаты лечения
Максимально возможное восстановление речевой функции (развитие слухового восприятия, формирование звукового, морфологического, лексического анализа и смысловой стороны речи), коррекция психических нарушений.

F80.8 Другие расстройства развития речи и языка

F80.81 Задержки речевого развития, обусловленные социальной депривацией

Характеристика состояния
Клиническая картина проявляется бедностью словарного запаса, ограниченного рамками обиходно-бытовой лексики, использованием в речи преимущественно простых, неразвернутых фраз. Наблюдаются фрагментарность, разорванность семантической структуры и линейной последовательности высказываний, потеря нити изложения.

Нередко имеют место нарушения звукопроизношения и аграмматизмы в речи. Эти нарушения речи, как правило, сочетаются с недостаточной сформированностью высших психических функций. Интеллектуальный потенциал детей соответствует возрасту. Степень тяжести может быть от легкой до значительной.

Условия лечения
Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в амбулаторно-поликлинических условиях и детских специализированных учреждениях. Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, психотерапевта, психиатра и др. Решающее значение в развитии и формировании речевой и других высших психических функций у данного контингента детей имеет создание благоприятного социально-психологического климата в окружении ребенка. Не менее важное значение имеют организация общеоздоравливающих мероприятий и проведение коррекционного обучения на фоне активизации интеллектуальной и творческой деятельности.

Перечень необходимых обследований
Консультация специалистов (обязательные):
- логопед;
- психиатр;
- невролог;
- психотерапевт;
- психолог.
Консультации специалистов (дополнительные):
- педиатр;
- нейропсихолог.
Диагностическое обследование (дополнительно):
- ЭЭГ,
- Эхо-ЭГ.
Принципы терапии
Медикаментозная терапия включает:
- ноотропные препараты;
- седативные препараты;
- нейролептики;
- антидепрессанты;
- витамины.
Дополнительные лечебные мероприятия:
- физиотерапия;
- ЛФК;
- массаж.

Комплексные медико-педагогические мероприятия:
1. Проведение курса логопедических занятий целесообразно преимущественно в групповой форме. Занятия направлены на развитие речи ребенка (в том числе коррекцию произношения, грамматическое оформление речевых конструкций и обучение связному высказыванию), расширение словарного запаса, формирование представлений и образно-логического мышления.
Логопедические занятия проводятся по той же схеме, что и курсы для детей с ОНР (моторной алалией):
ОНР II уровня - 45 - 90 занятий;
ОНР III уровня - 45 - 90 занятий.
Детям с задержками развития речи, обусловленными социальной депривацией и педагогической запущенностью, рекомендовано от 45 до 180 занятий, преимущественно в групповой форме.
2. Логоритмика 20 - 45 занятий на курс.
3. Занятия с психологом 20 - 45 занятий на курс.
4. Осмотр психиатра (3 - 5 раз за курс, по показаниям - чаще) с медикаментозным лечением.
5. Психотерапевтическое воздействие в форме индивидуальной и групповой психотерапии.
Выбор профиля учебного учреждения.

Длительность лечения
Продолжительность курса коррекционных мероприятий зависит от уровня обучаемости ребенка, возможности активизации речевой деятельности от степени улучшения общего соматического статуса и изменения социально-бытовых условий и определяется максимальным достижением результатов.

Ожидаемые результаты лечения
Развитие речевой, других высших психических функций и интеллектуальных возможностей до возрастного уровня, расширение словарного запаса и способностей к связному и последовательному высказыванию, укрепление соматического и психологического статуса.

F81 Специфические расстройства развития учебных навыков

 F81.0 Специфическое расстройство чтения                                
 F81.1 Специфическое расстройство спеллингования                        
 F81.2 Специфическое расстройство арифметических навыков                
 F81.3 Смешанное расстройство учебных навыков                           

F81.0 Специфическое расстройство чтения

Характеристика состояния
Дислексия - специфическое расстройство чтения, проявляющееся в многочисленных ошибках (замены, пропуски букв, несоблюдение их последовательности) стойкого характера. Они могут быть обусловленны: несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения чтением, врожденной слабостью соответствующих зон мозга. Для специфических дислексий характерен низкий темп чтения.
Выделяют следующие типы дислексий:

Оптические дислексии.
Проявляются в трудностях усвоения отдельных букв, близких по начертанию, или в нарушениях зрительной схемы слов, в неспособности симультанного (одномоментного) охвата слова.
Моторные дислексии.
Имеют место затруднения в речедвигательном воспроизведении читаемых единиц речи (слогов, слов, фраз), в их визуальном контроле и удержании в памяти артикуляторных поз.
Данные нарушения обусловлены несформированностью межанализаторных связей: слуховых, зрительных, кинестетических.
Фонематические (литеральные и вербальные) дислексии.
Фонематические литеральные дислексии имеют место при сохранной остроте слуха. Они обусловлены трудностями фонематического анализа, что приводит к недостаточности когнитивной (познавательной) деятельности.

Больные смешивают графемы (буквы), соответствующие сходным по акустическим признакам звукам речи.
Такие нарушения проявляются при устном чтении преимущественно в пропусках, искажениях (главных и согласных), заменах по озвучиванию мягких-твердых, звонких-глухих, свистящих-шипящих (в том числе внутри одного ряда) согласных. Имеются трудности членения слова на звуки. Чаще всего прослеживается взаимосвязь между нарушениями функций фонематического восприятия и моторного воспроизведения (в том числе и с аналогичными трудностями звукопроизношения).
Фонематические вербальные дислексии, как правило, сочетаются с фонематическими литеральными дислексиями. Они обусловлены не только нарушениями фонематического восприятия и моторного воспроизведения, но и недоразвитием высших психических функций в раннем детском возрасте (речевой памяти и внимания к языковым явлениям).

Вербальная дислексия проявляется в пропусках, заменах, искажениях слов (пропуски и перестановки частей слов), запинках на редко употребляемых или сложных по звуковой структуре словах. На уровне фразы вербальная дислексия проявляется в перестановке слов, неточности повторного воспроизведения фразы, трудностях осмысления прочитанного и неспособности обобщить содержание прочитанного (фразы и текста). Спонтанное чтение наиболее затруднено.
Следует исключить: вторичные нарушения чтения, обусловленные умственной отсталостью, снижением остроты слуха и зрения, социальной депривацией и педагогической запущенностью.

Степень тяжести дислексий может быть выражена от легкой и средней до высокой в зависимости от первичных факторов развития речевой функциональной системы, возрастной сформированности высших психических функций.

Клиническая диагностика специфических дислексий представляет определенные трудности, так как у детей дополнительно наблюдается гипер- или гипоактивность в поведенческих реакциях, быстрая утомляемость, истощаемость и недостаточная переключаемость внимания, в некоторых случаях замкнутость и депрессивное состояние, особенно во время уроков.

Необходимо также отдифференцировать специфические расстройства чтения от трудностей в чтении, вызванных социальными, языковыми (межнациональными) и другими причинами, оказывающими косвенное влияние на уровень освоения процесса чтения.

Условия лечения
Комплексные коррекционные медико-педагогические мероприятия.
Проводятся в амбулаторно-поликлинических условиях, детских специализированных учреждениях и школьном логопедическом пункте. Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда,
психолога, невролога и др. Перечень необходимых обследований
Обязательные консультации:
- логопеда;
- психиатра;
- психолога;
- невролога;
- нейропсихолога.
Дополнительно:
- сурдолога;
- психотерапевта;
- генетика.
Диагностические обследования:
- ЭЭГ;
- Эхо-ЭГ;
- РЭГ.

В процесс проведения диагностических мероприятий необходимо исключить комплексное логопедическое обследование с применением нейропсихологического тестирования в начале и в конце курса лечения и обследование нейропсихолога (не менее 2-х раз). Сюда входят исследования импрессивной речи, экспрессивной речи, гнозиса, праксиса, функций чтения, письма, счета, памяти, конструктивно-пространственной деятельности, уровня интеллекта (по детской методике Векслера) и др.

Принципы терапии
Решающее значение в формировании чтения у данного контингента детей играет проведение специального комплекса логопедических занятий и медикаментозной терапии, направленных на устранение первичного дефекта - фонематического и общего недоразвития речи, возрастной несформированности высших психических функций преимущественно органического генеза. Важное значение имеет проведение адекватного курса лечения, направленного на активизацию деятельности мозговых структур.
Медикаментозная терапия включает:
- ноотропные препараты;
- седативные препараты;
- нейролептики;
- антидепрессанты;
- витамины.
Дополнительные лечебные мероприятия:
- физиотерапия;
- ЛФК;
- массаж.

Проведение курса логопедических занятий рекомендовано в индивидуальной и групповой форме. При наличии нарушений звукопроизношения целесообразно исправить и автоматизировать дефектные звуки, ввести их в речь до начала занятий по дифференциации этих звуков в процессе чтения. В зависимости от степени выраженности дислексии и форм ее проявления, занятия направлены на формирование фонематического и вербального внимания, дифференциации в устной речи оппозиционных фонем, звукобуквенный анализ и синтез слов, способностей конструирования фраз, на развитие связной устной и письменной речи ребенка, темпа чтения, расширение словарного запаса, формирование представлений и образно-логического мышления.
Логопедические занятия проводятся по схеме курсов для детей с ОНР:
ОНР II уровня - 45 - 90 занятий;
ОНР III уровня - 45 - 90 занятий.
В зависимости от конкретного типа дислексии рекомендовано от 45 (при легкой степени) до 180 занятий и более (при высокой степени тяжести) в индивидуальной и групповой форме.
Занятия с психологом 20 - 45 занятий на курс.
Выбор профиля учебного учреждения.

Длительность лечения
Продолжительность курса коррекционных мероприятий зависит от степени тяжести дислексии и основного неврологического заболевания, от степени улучшения функций чтения и письма в процессе лечения. Вплоть до достижения возможного результата.
Ожидаемые результаты лечения
Активизация высших психических функций, развитие речевой памяти, внимания к языковым явлениям, устранение фонематических (при наличии артикуляторно-оральных) трудностей, улучшение навыков чтения (в том числе спонтанного) и письма, укрепление соматического и неврологического статуса.

F81.1 Специфическое расстройство спеллингования

Характеристика состояния
Дисграфия - специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. Следует отметить, что чаще всего специфические дисграфии сочетаются с низким темпом письма. Выделяются следующие дисграфии:
1. Оптические дисграфии. Проявляются в трудностях письма букв и их отдельных элементов, близких или зеркальных по начертанию (оптическая литеральная дисграфия, оптическая "зеркальная" дисграфия), а также в нарушениях зрительной схемы слов, идентичных по контуру или пространственному последовательному изображению, - неспособность объединить данные буквы в слог, а слог - в слово (оптическая вербальная дисграфия, оптическая вербально-"зеркальная" дисграфия).
Следует исключить: нарушения письма вторичные, обусловленные сменой иностранного и родного языка, снижением остроты зрения.
Данные нарушения обусловлены в том числе несформированностью межанализаторных связей: зрительных и кинестетических.
2. Фонематические литеральные дисграфии. При сохранной остроте зрения они обусловлены нарушениями в дифференциации оппозиционных фонем. Это проявляется в письменной речи преимущественно в пропусках, искажениях, заменах букв (гласных и согласных: мягких-твердых, звонких-глухих, свистящих-шипящих). Имеют место трудности членения слова на буквы, основанные на сложностях определения места звука в слове. Чаще всего прослеживается взаимосвязь между нарушениями функций фонематического восприятия и графического воспроизведения звука-буквы.
В клинической картине иногда прослеживается корреляция с трудностями звукопроизношения.
3. Фонематические вербальные дисграфии.
Как правило, они сочетаются с фонематическими литеральными дисграфиями. Обусловлены не только нарушениями фонематического восприятия и графического воспроизведения буквы, но и недоразвитием глобальных высших психических функций в раннем детском возрасте (речевой памяти и внимания к языковым явлениям).
Фонематические вербальные дисграфии проявляются в пропусках, заменах, искажениях фрагментов слов (абрис слова - пропуски букв и их смешения), нарушениях словообразования и словоизменения - неправильное написание окончаний слов, персеверации, преодоление которых требует опоры на проговаривание.
Вербальная дисграфия на уровне фразы проявляется в слитном написании предлогов с существительными, пропуске и перестановке слов во фразе, неточности списывания и повторного воспроизведения фразы, сочетается с трудностями осмысления написанного и неспособностью обобщить содержание написанного (фразы и текста).
Письмо под диктовку, особенно предложений, затруднено, так как имеется тесная взаимосвязь с нарушением программирования фразы (логико-грамматической конструкции).
Как правило, дети с такими нарушениями долго думают как написать первое слово и упускают всю продиктованную фразу.
Исходной причиной такой дисграфии является наличие аграмматизмов в устной речи у детей при общем недоразвитии речи.
4. Орфографическая дисграфия. Орфографическая дисграфия в последние годы выделяется специалистами в самостоятельную подгруппу и причины ее появления объясняются также неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала.
Она проявляется в неспособности запомнить, логически употребить и проконтролировать на письме хорошо усвоенные и неоднократно повторяемые устно правила орфографии. Орфографические ошибки такого рода носят однотипный устойчивый характер. При этом можно выделить тесную взаимосвязь графической агнозии со слуховой.

О таких детях говорят: "Как слышат, так и пишут" (часто повторяются ошибки правописания гласных, их замены, звонких согласных в середине и в конце слова по аналогии с устной речью и др.). Ошибки в написании морфем (правописание предлогов, приставок, суффиксов, окончаний) характерны для детей с нарушениями логико-пространственных представлений, мнестических процессов, внимания к языковым явлениям.

При орфографической дисграфии следует исключить: вторичные нарушения письма, обусловленные интерференцией иностранного и родного языка, умственной отсталостью, снижением остроты слуха и зрения, социальной депривацией и педагогической запущенностью.
Степень тяжести дисграфии может быть выражена от легкой и средней до высокой в зависимости от особенностей развития речевой функциональной системы, возрастной сформированности высших психических функций.
Клиническая диагностика специфических дисграфий представляет определенные трудности. У таких детей часто дополнительно наблюдается гипер- или гипоактивность в поведенческих реакциях, быстрая утомляемость, истощаемость и недостаточная переключаемость внимания, в некоторых случаях аутистические реакции, сниженное настроение особенно во время уроков. Это может повлечь за собой развитие "школьного" невроза. Продуктивность письма в этих случаях ниже возрастного уровня.

Необходимо отдифференцировать эти специфические расстройства письма от трудностей его усвоения, вызванных социальными, языковыми (межнациональными) и другими причинами, оказывающими косвенное влияние на учебный процесс.

Условия лечения
Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в амбулаторно-поликлинических условиях, детских специализированных учреждениях и школьном логопедическом пункте. Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, невролога и др.
Перечень необходимых обследований
Обязательные консультации:
- логопеда;
- психиатра;
- психолога;
- невролога;
- нейропсихолога.
Дополнительно:
- сурдолога;
- психотерапевта;
- генетика.
Диагностические обследования:
- ЭЭГ;
- Эхо-ЭГ;
- РЭГ.

В комплекс диагностических мероприятий необходимо включить логопедическое обследование с применением нейропсихологического тестирования в начале и в конце курса лечения.
Сюда входят исследования импрессивной речи, экспрессивной речи, гнозиса, праксиса, функций чтения, письма, счета, памяти, конструктивно-пространственной деятельности, интеллекта (по детскому варианту методики Векслера) и др.

Принципы терапии
Решающее значение в формировании чтения у данного контингента детей имеет проведение специального комплекса логопедических занятий и медикаментозной терапии, направленных на устранение первичного дефекта - фонематического и общего недоразвития речи, возрастной несформированности высших психических функций преимущественно органического генеза. Важное значение имеет проведение адекватного курса лечения, направленного на активизацию деятельности мозговых структур.

Медикаментозная терапия включает:
- ноотропные препараты;
- седативные препараты;
- нейролептики;
- антидепрессанты;
- витамины.
Дополнительные лечебные мероприятия:
- физиотерапия;
- ЛФК;
- массаж.

Комплексные медико-педагогические мероприятия включают:
1. Проведение курса логопедических занятий в индивидуальной и групповой форме. При наличии нарушений звукопроизношения целесообразно исправить и автоматизировать дефектные звуки, ввести их в речь до начала занятий. В зависимости от степени выраженности дисграфии и форм ее проявления, занятия направлены на формирование фонематического восприятия и внимания к словам при воспроизведении на письме оппозиционных фонем, на формирование звуко-буквенного анализа и синтеза слов, развитие способностей конструирования фраз и связных высказываний, темпа письма, расширение словарного запаса, формирование процессов самоконтроля.
Логопедические занятия проводятся по схеме курсов для детей с ОНР:
ОНР II уровня - 45 - 90 занятий;
ОНР III уровня - 45 - 90 занятий.
В зависимости от конкретного типа дислексии рекомендовано от 45 (при легкой степени) до 180 занятий и более (при высокой степени тяжести) в индивидуальной и групповой форме.
2. Занятия с психологом - 20 - 45 на курс.
Выбор профиля учебного учреждения.
Длительность лечения
Продолжительность курса коррекционных мероприятий зависит от степени тяжести дисграфии и основного неврологического заболевания, от степени улучшения функций чтения и письма в процессе лечения и обучения.

Ожидаемые результаты лечения
Активизация высших психических функций, в том числе речевой памяти, внимания к языковым явлениям, устранение фонематических, грамматических, семантических и праксических (праксиса кисти руки) нарушений, улучшение навыков письма под диктовку и самостоятельного письма, повышение возможностей самоконтроля, укрепление соматического, психологического и неврологического статуса.

F81.2 Специфическое расстройство арифметических навыков

Характеристика состояния
Дискалькулия - специфическое нарушение обучения счету, проявляющееся в разных возрастах дошкольной и школьной популяции. Симптомы специфической дискалькулии выражаются в трудностях:
- понимания разрядного строения числа и понятия числа;
- понимания внутреннего состава числа и связи чисел между собой;
- понимания левого и правого компонентов числа, значения нуля;
- перечисления и выстраивания автоматизированных цифровых, особенно порядковых, рядов;
- выполнения элементарных вычислительных действий (сложение, особенно с переходом через десяток, вычитание, деление, умножение);
- распознавания числовых знаков;
- соотнесения чисел в арифметическом действии;
- заучивание таблицы умножения;
- решения задач, требующих понимания смысла и нескольких логических операций с удержанием в памяти определенных действий;
- зрительно-пространственного восприятия связи числа с вербализацией процесса счета;
- раскрытия математического содержания схем и картинок, подводящих к правильному ответу;
- выполнения усложненных логико-абстрактных действий, включаемых в алгебру, геометрию, тригонометрию, физику и пр.

Дискалькулия обусловлена рядом механизмов, сочетающих в себе несформированность высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками счета (внимания, памяти, абстрактно-логического мышления), зрительно-пространственного и зрительно-воспринимающего гнозиса, эмоционально-волевых реакций. Часто отмечается неустойчивое поведение детей на фоне социального неблагополучия и педагогической запущенности.

Следует исключить: нарушения счета, обусловленные умственной отсталостью, неадекватным обучением, эмоциональными нарушениями, расстройствами зрения и слуха, социальной депривацией.

Степень тяжести дискалькулий может быть выражена от легкой и средней до высокой в зависимости от возрастной сформированности высших психических функций.
Клиническая диагностика специфических дискалькулий осложнена многозначностью этиологии заболевания. Продуктивность усвоения арифметики у ребенка значительно ниже возрастного уровня, ожидаемого в соответствии с уровнем развития интеллекта и показателями успеваемости. Оценка проводится на основании стандартизированных тестов на счет. Навыки чтения и спеллингования должны быть в пределах нормы, соответствующей умственному возрасту. У некоторых детей отмечаются сопутствующие социально-эмоционально-поведенческие проблемы.

Условия лечения
Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в амбулаторно-поликлинических условиях, детских специализированных учреждениях, коррекционных классах и в некоторых случаях - на школьном логопедическом пункте. Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, невролога и др.
Перечень необходимых обследований
Обязательные консультации:
- логопеда;
- психиатра;
- психолога;
- невролога;
- нейропсихолога.
Дополнительно:
- сурдолога;
- психотерапевта;
- генетика.
Диагностические обследования:
- ЭЭГ;
- Эхо-ЭГ;
- РЭГ.

В комплекс проведения диагностических мероприятий необходимо включить логопедическое обследование с применением нейропсихологического тестирования в начале и в конце курса лечения. Сюда входят исследования импрессивной речи, экспрессивной речи, гнозиса, праксиса, функций чтения, письма, счета, решения задач, памяти, конструктивно-пространственной деятельности, уровня интеллекта (по детской методике Векслера) и др.

Принципы терапии
Решающее значение в коррекции дискалькулий у данного контингента детей играет проведение специального комплекса педагогических, в том числе логопедических занятий, и медикаментозной терапии, направленных на устранение определенных нарушений высших функций и зрительно-пространственного гнозиса.
Важное значение имеет проведение адекватного курса лечения, направленного на активизацию деятельности мозговых структур.
Медикаментозная терапия включает:
- ноотропные препараты;
- седативные препараты;
- нейролептики;
- антидепрессанты;
- витамины.
Дополнительные лечебные мероприятия:
- физиотерапия;
- ЛФК;
- массаж.

Комплексные медико-педагогические мероприятия:
Проведение курса логопедических занятий рекомендовано в индивидуальной форме с переходов на групповую. В зависимости от степени выраженности дискалькулии и форм ее проявления занятия направлены на формирование понятия состава числа, счетных навыков, логико-абстрактной и зрительно-пространственной мыслительной деятельности, развитие способностей программирования арифметических (математических) конструкций, формирование процессов самоконтроля.
Логопедические занятия проводятся по схеме курсов:
- при легкой степени дискалькулии - 30 - 90 занятий;
- при средней степени дискалькулии - 30 - 90 занятий;
- при высокой степени тяжести дискалькулии - 30 - 90 занятий.
В зависимости от степени тяжести дискалькулии рекомендовано от 30 (при легкой степени) до 270 занятий и более (при высокой степени тяжести) в индивидуальной и групповой форме.
Выбор профиля учебного учреждения.

Длительность лечения
Продолжительность курса коррекционных мероприятий зависит от степени тяжести дискалькулии и основного неврологического заболевания, от степени улучшения функций счета в процессе лечения и обучения до достижения возможного результата.

Ожидаемые результаты лечения
Активизация высших психических функций, в том числе зрительной и слуховой памяти, переключаемости внимания, развитие, до возможного уровня, абстрактно-логического мышления и символических представлений, зрительно-пространственного гнозиса, улучшение навыков счетных операций, повышение возможностей самоконтроля, укрепление общего состояния и снятие проявлений школьного невроза.