Распределение рабочего времени учителя-логопеда
Обследование устной и письменной речи учащихсяПервые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в текущем учебном году. Учитель-логопед проводит обследование устной речи первоклассников, прикрепленных к логопункту, и письменной речи учеников 2—4-х классов, уточняет списки групп, предварительно укомплектованных им в мае предыдущего учебного года из числа учеников 2—4-х классов.
Обследование устной речи первоклассников проводится в два этапа. В течение первой недели сентября учитель-логопед проводит предварительное обследование устной речи всех учеников, принятых в первые классы, и выявляет детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Одновременно он отбирает тех учеников, которым необходимы систематические коррекционные занятия. Это делается в первой половине дня в учебное время.
Дети, нуждающиеся в логопедических занятиях, оформляются на логопедический пункт списком
В
течение второй недели сентября учитель-логопед проводит вторичное
углубленное обследование устной речи тех детей, которых он отобрал для
занятий на логопункте в ходе предварительного обследования. Вторичное
углубленное обследование устной речи детей проводится в логопедическом
кабинете в течение второй половины дня, т.е. после уроков. Регулярные
занятия на логопедическом пункте проводятся с 16 сентября по 15 мая.
Последние две недели мая (с 16 по 31 мая) отводятся для обследования
устной и письменной речи учащихся 1—3-х классов с целью предварительного
комплектования групп с нарушением письма и чтения на новый учебный год.
Вся организационная работа учителя-логопеда, проведенная с 1 по 15
сентября и с 16 по 31 мая, фиксируется на соответствующей странице
Журнала учета посещаемости.
Коррекционно-образовательная работа
К 15 сентября учитель-логопед заканчивает обследование устной и
письменной речи учеников, окончательно комплектует группы, подгруппы,
определяет количество учеников для индивидуальных занятий и на основании
этого составляет расписание занятий и перспективные планы работы с
каждой группой учащихся. Продолжительность группового занятия составляет
40 минут, продолжительность индивидуального занятия — 20 минут
(основание: Инструктивное письмо Министерства образования РФ от
14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта
общеобразовательного учреждения»).
Между групповыми занятиями допускаются перерывы 10—15 минут, между
подгрупповыми занятиями — 5—10 минут. Этот промежуток времени
учитель-логопед может использовать для проверки письменных работ,
выполненных учениками на занятии, учета и анализа допущенных ошибок,
чтобы при планировании следующего занятия предусмотреть работу по
исправлению этих ошибок, а также для другой работы по своему усмотрению:
логопед может проводить группу детей и развести их по классам или,
наоборот, собрать группу детей (это бывает необходимо в первые месяцы
работы с первоклассниками), подготовить доску или разложить наглядный и
раздаточный материал к следующему занятию и т.п.
Количество рабочих часов в день логопед определяет в зависимости от
режима работы школ, прикрепленных к логопункту (одно- или двухсменный),
от количества групп и подгрупп, от наличия филиала и т.п.
Занятия с обучающимися на логопедическом пункте, как правило, проводятся
во внеурочное время с учетом режима работы образовательного учреждения.
Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими
дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения может
осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и
математики) (основание: Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000
г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта
общеобразовательного учреждения»).
Ученики, не посещающие группы продленного дня, приходят на занятия из
дома. Учеников, которые посещают группы продленного дня, воспитатели
этих групп направляют на логопедические занятия с любого режимного
момента в соответствии с расписанием логопедических занятий. Расписание
должно быть известно воспитателям и находиться в каждой группе
продленного дня.
Воспитатели групп продленного дня не вправе задерживать ребенка или не
пускать его на занятия к логопеду по причине немедленного выполнения им
домашнего задания или любой другой причине; учитель начальных классов
также не может самостоятельно решать, должен ли его ученик посещать
логопедические занятия или нет. Если у логопеда возникают конфликты
подобного рода, он сообщает докладной запиской о неправомочных действиях
воспитателя или учителя директору школы, а в случае непринятых мер —
инспектору отдела образования.
Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Групповые занятия проводятся:
— не менее трех раз в неделю — с обучающимися, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи;
— не менее двух-трех раз в неделю — с обучающимися, имеющими нарушения
чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или
фонематическим недоразвитием речи;
— не менее одного-двух раз в неделю — с обучающимися, имеющими фонетический дефект;
— не менее трех раз в неделю — с заикающимися обучающимися.
Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с
обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е.
Левиной — дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности
речевого аппарата (дизартрия, ринолалия) (основание: Письмо Министерства
образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы
логопедического пункта общеобразовательного учреждения»).
Интересует на услуги логопеда цена? Запишитесь на консультацию в
по телефону +7 (495) 150-43-47
или через форму обратной связи в разделе «Контакты».