Страх публичных выступлений сродни страху смерти. Потому что провал на публичном выступлении сам по себе является маленькой смертью. Человек ее, естественно, боится. Выступление – как экзамен: если вы его не сдали, то публика вычеркивает вас из числа равных себе. Вы уничтожены.

Истоки этого явления – биологические. Каждое живое существо стремится выжить. Для человека выживание связано с положением в обществе, статусом. Как бы мы не уповали на идеи равенства и братства, все же есть люди более значимые, есть – менее. К первым прислушиваются, их мнение уважают. Их решения учитываются. Чем выше ранг, тем сильнее власть. У высших животных – это пища и самка. В нашем обществе универсальным эквивалентом пищи являются деньги. А кого, как правило, больше любят женщины? Тех, кто более успешен.

Так что мы все заинтересованы в значимости, в повышении своего ранга. Даже если человек и не осознает этого явно, то на подсознательном уровне это все же есть. В результате мы хотим публичного успеха и одновременно боимся провала. Выступление – это проверка на успешность. Успех означает выживание, провал – маленькую смерть. Эта маленькая смерть способна снизить самооценку, а это в свою очередь влияет на комфорт, к которому стремится человек. Это стремление - видимая часть проблемы. А невидимая, и основная, - это биологическое выживание.

Поэтому публичное выступление – всегда испытание. Даже если молча пройти через аудиторию, чтобы перенести стул, можно почувствовать дискомфорт. Создается ощущение оценки, экзамена, даже если внимание публики не столь уж пристально.

Совсем не бояться публичного выступления – невозможно, в той или иной степени волнение испытывают все люди. Даже те, для кого публичные выступления – профессия. Избавиться от страха невозможно. С ним лучше подружиться, принять его. Ведь он есть у всех. Нет универсального способа избавиться от страха.
Среди множества приемов известный тренер по ораторскому мастерству Радислав Гандепас выделяет два. Первый – «быть». Второй – «казаться». Что проще, быть уверенным и бесстрашным или им казаться? Проще казаться. Замаскировать страх можно и нужно, и с этого надо начинать. Если сделать это умело – многие не заметят вашего волнения. Вы сделаете первый шаг на пути к уверенности в себе, если научитесь «казаться».
Что ассоциируется с неуверенностью в себе? Прежде всего суетливость, лишние движения, отведение взгляда в сторону, сутулость, тихий голос... Рекомендации: стойте прямо, подавляйте лишние движения, направляйте взор на аудиторию, старайтесь говорить громче и медленней. Следите за движениями: они должны быть неторопливыми и их не должно быть много. Если вы выглядите как уверенный человек, хозяин положения, тогда как минимум производите такое впечатление. «Казаться» - это путь от внешнего к внутреннему. Если Вы научитесь это делать, то это умение станет частью вас, и ваш страх уменьшится. Но можно идти и в противоположном направлении, - от внутреннего к внешнему, то есть «быть». Можно уменьшить страх внутренним настроем. Принять то, что страх может быть полезен. Если страх не слишком сильный, он может оказаться полезным. Он может оказать тонизирующее действие. Он может вызвать приятное волнение, адреналин, стресс со знаком «плюс».

Можно настроить себя при помощи визуализации. Попробуйте перед выступлением много раз представить себе, как вы выходите на сцену, как высоко поднята ваша голова, как уверенно вы подходите к микрофону, как замер в ожидании зал, как уверено зазвучал ваш голос… Прогоните выступление как видеозапись. Это обязательно поможет.

Еще способ – настроиться на роль «хозяина». Произнести внутренним голосом: «Я уверен в себе!», «я уверенно чувствую себя на сцене!», «я все знаю!»… Само собой разумеется, что вы должны безупречно владеть темой и заранее предвидеть возможные вопросы из зала.

Эффективны оба метода: и «быть», и «казаться». Если вы научитесь внутренне настраиваться или мастерски скрывать волнение, публика неизбежно попадет под магию вашей уверенности и вы получите удовольствие от своего выступления.