РЕЧЬ И ДВИЖЕНИЕ: СОВЕТУЕТ ЛОГОПЕД

Дошкольник должен много двигаться и активно исследовать окружающий мир. Чем богаче и разнообразнее будут движения малыша, тем быстрее и легче сформируется речевой навык. Ведь речь – это тоже движение, точнее, цепочка движений дыхательных, голосовых и артикуляторных мышц.

Насколько хорошо развиты физические способности вашего ребенка, можно узнать, сравнив его достижения с возрастной нормой.

Итак, в возрасте от года до двух лет большинство детей умеют:

● ходить: без поддержки и достаточно долго;

● перешагивать через препятствия: лежащую на полу игрушку, бордюр, маленькую лужу;

● приседать и вставать, не опираясь на взрослого;

● многие малыши пробуют бегать.

Двух-трехлетний ребенок справится с следующими заданиями:

● пробежать несколько метров: сколько двухлеток, посещающих сад, бежит, увидев маму во время вечерней прогулки!

● поднять что-то из игрушек, разложенных (или разбросанных) на полу;

● постоять на одной и попрыгать на двух ногах;

● дети умеют пользоваться лестницей: правда, поднимаются и спускаются, держась за перила;

● счастливые обладатели трехколесных велосипедов с удовольствием крутят педали.

В норме на этапе от трех до пяти лет ребенок обязательно научится:

● прыгать на одной ноге;

● выполнять два вида движений одновременно: например, топать и хлопать;

● делать кувырок вперед: «Смотри, как я могу!».

Хотите повлиять на становление речи малыша? Поощряйте его активность и самостоятельность! «Подойди», «обойди», «подними», «принеси, пожалуйста» - эти слова должны звучать каждый день. Доверяйте ребенку хозяйственно-бытовые поручения: даже кроха может убрать игрушки в коробку. Купите скакалку, кольцеброс, мяч, кегли… Вспомните о физических упражнениях и подвижных играх.

Многое из того, что кажется нам, взрослым, не очень полезным и не слишком серьезным, помогает улучшить общую моторику ребенка, а значит, создает надежный фундамент для развития речи.

Вот далеко не полный перечень занятий, на которые важно не жалеть времени.

1. Игры с мячом. Научите малыша бросать, ловить, отбивать мяч.

2. Качели, карусели, гамаки. Сюда же относятся и любимые папами «переворачивание вверх тормашками», «раскручивание за руки или в офисном кресле».

3. «Догонялки».

4. Прыжки: «в резиночки» и через скакалку, на месте, через препятствие и «кто дальше».

5. «Классики».

6. Бревно, гимнастическая скамейка, другие длинные и узкие поверхности: покажите, как стоять, удерживая равновесие, ходить прямо и боковым приставным шагом.

7. Велосипед: не важно, сколько колес будет у этого транспорта, главное, чтобы педали ребенок крутил сам. В отношении развития аккумуляторные автомобили и велосипеды-«каталки», которые вы толкаете вперед, не подходят.

8. Танцы (даже дома перед телевизором).

Гуляйте с ребенком, катайтесь на лыжах, лепите снеговика… И пожалуйста, перестаньте хмурится, когда малыш не сидит на месте: это мудрая природа готовит его к большому будущему.

С уважением,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

Афонина Н.Ю. (Г. Тула)