Олигофрения
Олигофрения – это распространённая патология, проявляющаяся умственной отсталостью. Диагностируется у каждого сотого жителя планеты. В 85% случаев бывает лёгкой, в 10% – умеренной, в 5% – тяжёлой и очень тяжелой. Мальчики страдают в 2 раза чаще девочек.
Причины:
- генетический сбой,
- внутриутробное поражение плода;
- глубокая недоношенность;
- травмирующие роды.
Иногда причину возникновения умственной отсталости выявить не удаётся.
Раньше выделяли три степени олигофрении, которые носили стигматизирующий характер: лёгкая – дебильность, средняя – имбецильность, тяжёлая – идиотия. Сейчас эти термины не используются, а степеней тяжести стало 4. Их определяют коэффициенту сохранённого интеллекта.
Степени тяжести олигофрении:
- лёгкая – 50–69%;
- умеренная – 35–49%;
- тяжёлая – 20–34;
- глубокая – менее 20%.
Как проявляется олигофрения
Олигофрен – это человек с нарушенным образным мышлением, неспособный к абстрагированию и обобщениям. Его мыслительные возможности находятся на уровне ребёнка 2–5 лет.
Первые симптомы обычно обнаруживаются в возрасте около 3 лет. Малыш не любит играть в ролевые игры, предпочитая тихо катать машинку где-то в стороне. Значительно отстаёт развитие речи. Олигофрены плохо понимают обращённые к ним фразы и сами говорят мало, невнятно. Не могут выучить наизусть даже несколько строчек простого стихотворения.
Таблица 1. Уровни речевых проблем при олигофрении
Уровень |
Описание |
---|---|
Первый |
Изъясняется жестами. Его активный словарь состоит из нескольких слов, а пассивный – очень скуден. |
Второй |
Понимает только простые предложения. В активном словаре несколько коротких фраз, которые человек не может объединить в связанную речь. |
Третий |
Использует сложные предложения, однако они стереотипны и аграмматичны. Умеет читать, но не понимает или плохо понимает прочитанное. Пишет с большим количеством ошибок, почерк неразборчивый. |
Работа логопеда с детьми, страдающими олигофренией
- Оборудовать место для занятий, где бы ничто от него не отвлекало.
- Найти индивидуальный подход, увидеть сильные стороны человека.
- Стимулировать подражание, нужно чтобы ребенок повторял за педагогом.
- Комбинировать активности, чтобы не потерять внимание.
- Стимулировать к общению.
- Обучить родителей правильным занятиям с ребёнком, что обеспечивает повторение выученного материала.
Логопед-дефектолог работает над развитием артикуляционного аппарата ребёнка. Олигофрены на фото выглядят типично, однако нарушения могут значительно отличаться. Необходимо также стимулировать слуховое восприятие и внимание, развивать эмоционально-волевую сферу.
Работа ведётся длительно. Если есть подвижки, то затрагивается правильное построение фраз, чтение, письмо, борьба с дислексией и дизграфией. Развитая речь при олигофрении – необходимость. Именно это позволяет человеку социализироваться и адаптироваться к самостоятельной жизни.