Олигофрения


Олигофрения – это распространённая патология, проявляющаяся умственной отсталостью. Диагностируется у каждого сотого жителя планеты. В 85% случаев бывает лёгкой, в 10% – умеренной, в 5% – тяжёлой и очень тяжелой. Мальчики страдают в 2 раза чаще девочек.


Причины:

  • генетический сбой,
  • внутриутробное поражение плода;
  • глубокая недоношенность;
  • травмирующие роды.


Иногда причину возникновения умственной отсталости выявить не удаётся. 


Раньше выделяли три степени олигофрении, которые носили стигматизирующий характер: лёгкая – дебильность, средняя – имбецильность, тяжёлая – идиотия. Сейчас эти термины не используются, а степеней тяжести стало 4. Их определяют коэффициенту сохранённого интеллекта.


Степени тяжести олигофрении:

  1. лёгкая – 50–69%;
  2. умеренная – 35–49%;
  3. тяжёлая – 20–34;
  4. глубокая – менее 20%.


Как проявляется олигофрения

Олигофрен – это человек с нарушенным образным мышлением, неспособный к абстрагированию и обобщениям. Его мыслительные возможности находятся на уровне ребёнка 2–5 лет.


Первые симптомы обычно обнаруживаются в возрасте около 3 лет. Малыш не любит играть в ролевые игры, предпочитая тихо катать машинку где-то в стороне. Значительно отстаёт развитие речи. Олигофрены плохо понимают обращённые к ним фразы и сами говорят мало, невнятно. Не могут выучить наизусть даже несколько строчек простого стихотворения.


Таблица 1. Уровни речевых проблем при олигофрении

Уровень

Описание

Первый

Изъясняется жестами. Его активный словарь состоит из нескольких слов, а пассивный – очень скуден.

Второй

Понимает только простые предложения. В активном словаре несколько коротких фраз, которые человек не может объединить в связанную речь.

Третий

Использует сложные предложения, однако они стереотипны и аграмматичны. Умеет читать, но не понимает или плохо понимает прочитанное. Пишет с большим количеством ошибок, почерк неразборчивый.


Работа логопеда с детьми, страдающими олигофренией

  • Оборудовать место для занятий, где бы ничто от него не отвлекало.
  • Найти индивидуальный подход, увидеть сильные стороны человека.
  • Стимулировать подражание, нужно чтобы ребенок повторял за педагогом.
  • Комбинировать активности, чтобы не потерять внимание.
  • Стимулировать к общению.
  • Обучить родителей правильным занятиям с ребёнком, что обеспечивает повторение выученного материала.


Логопед-дефектолог работает над развитием артикуляционного аппарата ребёнка. Олигофрены на фото выглядят типично, однако нарушения могут значительно отличаться. Необходимо также стимулировать слуховое восприятие и внимание, развивать эмоционально-волевую сферу.


Работа ведётся длительно. Если есть подвижки, то затрагивается правильное построение фраз, чтение, письмо, борьба с дислексией и дизграфией. Развитая речь при олигофрении – необходимость. Именно это позволяет человеку социализироваться и адаптироваться к самостоятельной жизни.